Меню Рубрики

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории (5) - Документ.

ВСЕРОССИЙСКАЯ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2015/206 учебный год

7 КЛАСС

А) 882, 912,980, 1019

Б) смерд, рядович, закуп

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор

2. Что является лишним в ряду? Объясните свой ответ .(6б)

А) Избранная рада, Боярская дума, приказы, вече,

Земский собор

Б) Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий

В) 1237, 1380, 1480, 1497

3. Ответьте на следующие вопросы.(4б)

Б) что такое «Юрьев день»

4. Что из перечисленного впервые появилось в правление Ивана IV?(2б)

1) Земский собор

2) кормление

3) Судебник

4) приказы

5. Ранее других произошло событие. Ответ подчеркните.(6б)

А .

Княжение В. Мономаха в Киеве

Крещение Руси

Княжение Ярослава Мудрого

Битва на реке Калке

Б.

1) Куликовская битва

2) Введение Юрьева дня

3) Стояние на реке Угра

4) Невская битва

В .

1) княжение Василия 3.

2) княжение Ивана Калиты

3) княжение Василия Темного

4) княжение Ивана 3

6. Объясните смысл нижеследующих исторических понятий (6б)

а) владения младших членов княжеского рода

б) плата, которую вносили крестьяне помещику, уходя в Юрьев день

в) изображение посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и других материалов

7. Решите историческую задачу.(5б)

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2015-2016 учебный год

8 КЛАСС

1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.(6б)

А) 882, 912,980, 1019

Б) смерд, рядович, закуп

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого

Г) Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Кутузов

2. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ .(6б)

А) Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах

Б) 1648,1662,1667-1671,1649

В) К. Булавин, И.Болотников, С. Разин, А. Меншиков

Г) Тильзит, Малоярославец, Москва, р.Березина

3. Ответьте на следующие вопросы.(6б)

А) Что на Руси называли «мягким золотом»

Б) что такое «Юрьев день»

В) «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было религиозным или юридическим документом?

4. Выберите один неправильный ответ.(6б)

I. Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:

Мозаика

Фреска

Скульптура

Иконопись

II. Последствия установления монголо-татарского ига на Руси:

Отрыв и изоляция русских земель от Европы

Восстановления единства русских земель

Власть князей приобрела авторитарные, "восточные" черты

Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду

III. Для складывания государства у восточных славян характерно:

Наличие угрозы со стороны воинственных соседей

Прохождение через земли славян транзитных торговых путей

Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием

Занятие кочевым скотоводством

5 . Решите историческую задачу.(5б)

В 1598 году боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли его просьбу? Ответ обоснуйте.

6. Соотнесите понятия и определения(8б)

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

7. Дайте краткий ответ.(8б)

1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось ____________________________________________________________________________

2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется _______________________________________________________________

3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________

4. Назовите имя русского царя, впервые избранного Земским собором ___________________________________________________________

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2015/2016 учебный год

9 КЛАСС

1.

а) 1497, 1550, 1581, 1649

б)1918, 1924, 1936,1977

в) 882, 912, 980, 1019

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.(4б)

а) Н.П. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов

б) посадник, тысяцкий, архиепископ

3.Кто или что является лишним в ряду? Объясните ответ.(6б)

а) необходимость объединения, солидарности народов, исповедовавших православие; необходимость сохранения крестьянской общины в России; необходимость сохранения крепостного права; отличие пути развития России от путей развития Запада.

б) чернь, скань, эмаль, фреска

4.Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.(4б)

А. Иванов А. 1) «Всадница»

Б. Брюллов К. 2) «Хованщина

5) «Свежий кавалер»

5.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.(6б)

а) рядовичи, закупы, дьяки, холопы, смерды

б) Аристотель Фиораванти, Софья Палеолог, Хан Ахмат, Сергий Радонежский

в) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.(5б)

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) иконопись е) рекрутчина

7.Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились .(8б)

ПОЛКОВОДЦЫ НАЗВАНИЯ ВОЙН

1) П.И. Багратион А) Крымская война 1853-1856гг.

2) М.Д. Скобелев Б) Русско- турецкая война 1877-1878гг.

3) В.А. Корнилов В) Русско- турецкая война 1768-1774гг.

4) А.А. Брусилов Г) Первая мировая война 1914-1918 гг.

Д) Отечественная война 1812 г.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2015/2016 учебный год

10 КЛАСС

1. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.(6б)

а) 1772; 1793;1795

2.Ответьте на вопросы.(4б)

а ) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б ) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов

г) . О каком веке говорится в стихотворении?

Был страшный век, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя- внука Чингис-хана,

Свое соседство с ним кляня…

3.Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.(4б)

А. Иванов А. 1) «Всадница»

Б. Брюллов К. 2) «Хованщина

В) Глинка М. 3) «Жизнь за царя»

Г) Федотов 4) «Явление Христа народу

5) «Свежий кавалер»

4.Установи события в хронологической последовательности.(5б)

1.Первое летописное упоминание о Москве

2. Княжение Ивана Калиты

3.Установление монголо- татарского ига

4. Ютландское сражение

5. Куликовская битва

5. Ответьте на вопросы.(8б)

б) по какому принципу образован ряд: РСФСР, УССР,БССР,ЗСФСР?

в) кто из названных лиц никогда не принадлежал к числу церковных иерархов: Фотий, Гергомен, Филарет, Аввакум, Никон

г) какие из перечисленных государственных учреждения не существовали в 18 в.? Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия

6. (5б)

б) должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга, домоправитель;

. « Как не судить о личном поведение Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов )

Критерии оценки эссе:

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2015/2016 учебный год

11 КЛАСС

1.По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.(6б)

а) 1478, 1485, 1514, 1521

б) 1768-1774; 1787-1791; 1806-1812; 1828-1829

в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

2.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.(8б)

а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки хутор

б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль

в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор

г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

3.Установи события в хронологической последовательности.(4б)

1.появление Устава В.Мономаха

2. «Русская Правда» Ярославичей

3.появление «Слова о полку Игореве»

4. появление «Слова о законе и благодати»

4 . Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях. (6б)

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

5. Кто из этих исследователей жил в 18 веке?(2б)

А) Е. Хабаров,; б) Д.и Х. Лаптевы; в) С Челюскин; г) С. Дежнев; д) А.Колчак; е) А. Чириков

6. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.(4б)

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно произошло?

7.Объясните смысл нижеследующих исторических понятий(6б)

а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;

б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования

8.Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.(10б)

. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие- то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями… И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором». (Я. Длуголенский)

Критерии оценки эссе:

Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

Точность и аргументированность выводов.

Логичность изложения материала.

1. Определите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:

А) соседская община;
Б) хутор и отруб;
В) поместье;
Г) вотчина.

Ответ: 1-в, 2-г, 3-г.

2. Крепостное право в России окончательно было оформлено:

А) Судебником Ивана III;
Б) Судебником Ивана IV;
В) первым Земским собором;
Г) Соборным уложением 1649 г.

Ответ: 1. Республиканские формы правления, крупные торговые города. 2.Реформы Избранной рады 3. Единицы податного обложения 4. Промышленные синдикаты в России в начале XX века

3. Идею социального переворота, исходящего от крестьянской общины, исповедовали:

А) декабристы;
Б) масоны;
В) славянофилы;
Г) последователи А.И. Герцена.

Ответ:

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ.

1. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века.
2. Ограничение власти наместников, ограничение местничества, создание стрелецкого войска, отмена кормлений.
3. Соха, двор, дым, душа.
4. «Продамет», «Продуголь», «Гвоздь», «Продвагоны»

Ответ:

3. Что является лишним в ряду?

А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве: холоп, тысяцкий, закуп, рядович.
Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси: скань, зернь, финифть, фреска.
В) Должностные лица Новгородской республики: тысяцкий, посадник, колчанский староста, фендрик.
Г) Вооружение стрелецкого войска: бердыш, пищаль, арбалет.

Ответ: А) тысяцкий Б) фреска В) фендрик Г) арбалет

4. Определите и выпишите пропущенное слово/слова или словосочетание.

1. «Гости» — это категория ______________________.
2. «Степенная книга» содержит изложение истории Руси от Владимира I до _____________.
3. В «Сказании о князьях Владимирских» обосновалось происхождение правящей династии (Рюриковичей) от __________________.
4. Ямская повинность – это обязанность тяглого сельского и городского населения предоставлять для государственных нужд _________________.
5. Мануфактура основана на _________________технике, а фабрика – на __________технике.
6. Городская реформа 1870 г. заменила сословные органы самоуправления _____________.
7. Конституционный суд Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием__________.

Ответ: 1. торговых людей, купечества; 2. Ивана IV Грозного; 3. римского императора Августа; 4. подводы, лошадей, возчиков; 5. ручной ремесленной / машинной; 6. бессословной городской думой и городской управой; 7. законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

5. Расположите в хронологической последовательности:

А) Указ о вольных хлебопашцах
Б) Указ о единонаследии
В) Указ об учреждении Сената
Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г.

6 А. Соотнесите описание российских флагов, времени их появления и названия:

1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине
2. Бело- сине-красный флаг
3. Синие полосы крестом на белом фоне
4. На желтом поле коричневый орел
5. Коричнево-желто-белый

А) Императорский дворцовый штандарт
Б) Национальный и торгового флота
В) Государственных гербовых цветов 1858-1917 гг.
Г) Андреевский военно-морской
Д) Флаг царя Московского 1693 г.

Ответ: 1-Д, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-В.

6 Б. Из предложенного списка событий и имен составьте таблицу, расположив события в хронологической последовательности:

Петр I. Русско-турецкая война. Сражение у Кунерсдорфа. Гассан-паша. Северная война. Семилетняя война. П.С.Салтыков. Сражение на р. Рымник. Фридрих II. Карл XII. Бой у мыса Гангут. А.В. Суворов.

Ответ:

7. Проанализируйте тексты, восстановите пропущенные слова и ответьте на вопрос.

В повести А.Н. Толстого «Гадюка», фрагменты которой помещены ниже, отражены события «казанской эпопеи» 1918 г.
На основе исторических деталей определите о каком периоде этой эпопеи - августе или сентябре 1918 г. – идет речь в каждом фрагменте.
Тогда вы сможете восстановить в текстах пропущенные слова. Добавим, что ключевыми словами являются: «красные» и «чехи».

А. «Пятая армия взяла Казань, _____________ ушли вниз на пароходах русские дружины расселись - кто куда, половина жителей в ужасе перед ___________ террором бежала на край света. Несколько недель по обоим берегам Волги, вздувшейся от осенних дождей, брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения».

1918 г.

Б. « В Казань входили___________ . _________ эвакуировались.., Над городом плыл праздничный звоном колоколов. Занималась заря. Слышалась, - то громче, то замирая, - военная музыка входящих полков. Вдали, за Волгой раскатывался удаляющийся гром пушек».

1918 г.

Ответ: А) «Пятая армия взяла Казань, чехи ушли вниз на пароходах, русские дружины расселись - кто куда, половина жителей в ужасе перед красным террором бежала на край света. Несколько недель по обоим берегам Волги, вздувшейся от осенних дождей, брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения.
Сентябрь 1918 г.
Б) В Казань входили чехи. Красные эвакуировались… Над городом плыл праздничный звон колоколов. Занималась заря. Слышалась, - то громче, то замирая, - военная музыка входящих полков. Вдали, за Волгой раскатывался удаляющийся гром пушек»,
Август 1918 г.

8 А. Прочитайте предложенную характеристику исторической личности, определите и назовите, к кому именно она относиться, и назовите номер портрета, на котором изображен этот персонаж:

«Российский император, который издал манифест об освобождении крестьянства от крепостной зависимости. Именно при нем завершилось присоединение Кавказа. Россия расширила свое влияние на Востоке; в Россию вошли Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова в обмен на южную часть Сахалина».

Ответ: Александр II, портрет №2

8 Б. Определите, о ком идет речь:

Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен…Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее его считают исчадием зла. Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем», на него свалили весь ужас…царствования, которое впрочем, было совсем в духе времени»

Ответ: Э.И. Бирон

9. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. До назначения М.И. Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
2. В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (т.е. непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812 г., а в 1814 г. они удивили Париж. Что это за части?
3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти группы войск?

Ответ: 1. Главнокомандующим считался Александр I, но фактически эти обязанности выполнял командующий 1-й армией и военный министр М.Б. Барклай-де-Толли. 2. Это казачьи части. 3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

10. На контурной карте «Смутное время» отметьте территории или населенные пункты, связанные с:

1. восстанием И. Болотникова,
2. польской интервенцией,
3. действиями Лжедмитрия I,
4. действиями Лжедмитрия II,
5. действиями Василия Шуйского.

Ответ: 1 — Путивль, Тула. 2 — осада Смоленска, Пскова 3 – Комарицкая волость, Москва 4 – Тушино, Троице-Сергиев монастырь 5 – Москва, Тула

11. Внимательно прочитайте отрывок из «Записок» Л. Фабрициуса, голландца, находившегося на военной службе в России с 1660 по 1678 г., и ответьте на вопросы.

«…Через несколько недель все скопище появилось под Астраханью. Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим. Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уже они смогут отмстить за невинно пролитую кровь.
Тем временем Стенька приблизился к городским валам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, их отцы или дети надумают обороняться они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же, всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски. Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.

А) О каком событии идет речь? Б) Чем закончилось это событие?
В) Когда происходило это событие?
Г) Кто был в тот момент правителем города (должность и фамилия)?
Д) К какому лагерю принадлежал автор записок?
Е) Изложите аргументы, извлеченные из текста, в пользу вашего последнего утверждения:

Ответ: А) Речь идет о штурме Астрахани войсками Степана Разина.
Б) Это событие закончилось взятием Астрахани сторонниками Разина.
В) Это событие происходило 22 июня 1670 г.
Г) Правителем города в то время был воевода И.С. Прозоровский.
Д) Автор записок принадлежал к правительственному лагерю.
Е) О том, что автор принадлежал к правительственному лагерю, свидетельствуют негативные отзывы о разинцах: «канальи», «изменившие нам стрельцы и солдаты».

12. Напишите эссе о Николае II –последнем российском императоре.

Вконтакте

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2006 г.

9 класс


  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. (8 баллов) .
1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.


  1. Заполните пропуск в ряду. (4 балла).
1) 1-й Белорусский фронт, Г.К. Жуков; 2-й Белорусский фронт, […]; 1-й украинский фронт, И.С. Конев.

2) Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; освобождение Москвы Вторым народным ополчением, памятник К.Минину и князю Д.Пожарскому; […], Храм Христа Спасителя в Москве.


  1. Расположите в хронологической последовательности. (8 баллов).
А. «Народная воля».

Б. «Союз Михаила Архангела».

В. «Северный союз русских рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Группа «Освобождение труда».

Е. «Союз благоденствия».


  1. Представьте себе такую ситуацию. (5 баллов). Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли. Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

  1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Правильно ЗАПИШИТЕ каждое слово. (5 баллов).
1) Хр…ст…матия – учебное пособие, сборник избранных текстов.

2) Ц…л…бат – обязательное безбрачие католического духовенства.

3) Д…ль…мены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб.

4) …встрал…п…тек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) М…м…р…альный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.


  1. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях начала ХХ века. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. (14 баллов).
1.Датой рождения партии считается публикация проекта его программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В годы Первой мировой войны партия постепенно прекратила свое существование.


Октябристы

  1. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. (12 баллов).
Ровно 110 лет назад, в 1796 г. скончалась императрица Екатерина II. София Августа Фредерика Ангальт-Цербтская приняла имя «Екатерина» при восшествии на престол (1) в 1762 г. (2). По-русски говорить она так и не научилась (3), но Россию полюбила и верно служила ее интересам. Созванной ею в 1767 г. (4) Уложенной комиссии удалось принять новый Свод законов Российской империи (5), а самой императрице было суждено войти в историю России как правительнице, запретившей употребление слова «раб» в обращениях к ней подданных» (6).

  1. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К. Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Запишите (в столбик!) порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. Рядом с каждым номером напишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов и т. д.). (28 баллов).
1) В октябре [….] года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронтеФашистская пропаганда развернула кампанию за «более тщательную и своевременную подготовку ко второй русской зиме». Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2) 30 июня [.…] года был создан чрезвычайный орган – […… …..] во главе с […..]. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3) В середине мая [….] года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции [……] (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4) Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей… Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник [….…] обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5) В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал Кребс сообщил ему о самоубийстве […..]. По словам Кребса, это произошло [………] в 15 часов 50 минут.

6) На декабрьском совещании в Ставке [подводились итоги года]. К концу [….] года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и, обладая мощными силами и средствами борьбы, прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу и уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончании войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7) 5 мая Ставке стало известно о восстании чехов в [….] и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинскому фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на […] мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8) Положение Ленинграда с […….] [….] года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через […..] озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9) 23 [……] [….] года взятием […….] завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода… Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.


  1. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа: (12 баллов)
«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих кретьян не принимать, и за собою не держать».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».

2) Что такое урочные года?

3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.


  1. Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания. (14 баллов).
Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей


Численность

населения

в % к 1863 г.


в тыс.

в %

1863

3141,2





1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

1444,7

183

1913

9894,5

72

1) Перерисуйте таблицу и, произведя необходимые расчеты (можно пользоваться калькулятором), заполните все пропуски (ячейки с прочерком «–» не заполнять).

2) Укажите период, на который приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

3) Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

А. На протяжении всего пореформенного периода наблюдалась положительная динамика численности населения Сибири.

Б. В пореформенной России шел бурный процесс урбанизации.

В. Население Сибири росло, прежде всего, за счет строительства промышленных предприятий.

Г. По сравнению с 1863 г. в 1913 г. население Сибири выросло более чем в 3 раза.


  1. Внимательно прочитайте документ, в котором говорится о событиях, произошедших на территории нашего Марийского края. Ответьте на вопросы. (22 балла)
«Казанской губернии губернатору Якову Ларионовичу фон Бранту от коллежского асессора и города Царевококшайска воеводы Веригина покорнейший репорт.

Сейчас на заставе от Царевококшайска в 35 верстах поиман злодейской партии Петр Афонасьев и объявил, што вся толпа ево под Казанью разбита и разсеяна. А сам злодей, оторвавшись в 300 человеках, бежал по дороге царевококшайской, лежащей от Казани. И бежав безостановочно до Кленовой горы, проехав оную и неподалеку реку Илеть переехал, поворотился влево, уклоняется к Волге. И во время де следования приговаривал предписанной злодей, чтоб ему бежать на прежнее место, откуда он прежде взялся, то есть на Дон и Яик. О чем в.в.п. в покорности моей сим и рапортую.

А о том же в предосторожность в лежащей по Волге реке село Сундырь к экономическому казначею от меня дано знать. И в окрестный город Царевосанчурск сообщено сей же час».
1. Эпизод какого крупного исторического события отражен в данном документе?

2. Укажите дату (дни, месяц и год) описываемых событий.

3. Назовите имя, отчество и фамилию «злодея», о котором говорится в рапорте.

4. Какой из ныне существующих памятников истории свидетельствует о пребывании «злодея» на Кленовой горе?

5. Как сейчас называются населенные пункты, упомянутые в документе (Царевококшайск, Сундырь, Царевосанчурск)?


  1. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое крупное событие произошло в год х ? (10 баллов).
(основание Царевококшайска – первое упоминание о Москве + Берлинский конгресс после Сан-Стефанского мира):5 + (переход А.В. Суворова через Альпы + начало Первой мировой войны – Деулинское перемирие – восстание древлян) = х .

  1. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Дайте его определение. (12 баллов).

4

7

1

2

8

10

3

5

6

9

1. Вертикальный шест для подъема флага. 2. Династия византийских императоров. 3. Элемент герба Российской империи и Российской Федерации. 4. Символ власти монарха. 5. Элемент государственного флага СССР. 6. Автор музыки к гимну Российской империи. 7. Флаг главы государства. 8. Художник, автор государственного герба, введенного Временным правительством. 9. Автор слов к государственному гимну Российской империи. 11. Предмет, на котором появилось первое изображение двуглавого орла как герба Российского государства. По горизонтали…

    Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите любое из этих высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными. (50 баллов).

  1. «В истории Руси Рюрик не делает никакой грани. Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева… в одно большое государство». (Б.Д. Греков).

  2. «Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н. Данилевский).

  3. «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси от… ига». (С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов).

  4. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).

  5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

  6. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).

  7. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).

  8. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).

  9. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).

  10. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).

  11. «Для историка всегда останется Февраль – зачинатель и Октябрь – завершитель». (Г.П. Федотов).

  12. «Автономия была дарована таким народам, как марийский, как бы в обмен на поддержку Советской власти, политики большевиков». (К.Н. Сануков).

  13. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. «покрывал нашу политику позором, не обеспечивая действительной военной безопасности». (Е.В. Гутнова).

  14. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)

  15. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов).

Приветствую, дорогие читатели моего сайта!

Рад сообщить, что начинаю цикл постов по разбору различных олимпиад, которые несомненно являются неким «ключом» к 100-балльной отметке на ЕГЭ по истории. Сразу оговорюсь, что в этих постах буду разбирать то, КАК решать конкретные типы заданий, на что обратить внимание при решении и подготовке. Начнем!

Сегодня будут прорешиваться задания по истории для 11 классов школьного этапа всероссийской олимпиады. Скачать материал можно здесь:

1. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1478, 1485, 1514, 1521

б) 1768—1774; 1787—1791; 1806—1812; 1828—1829

в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

Для того чтобы выполнить задания под буквами А и Б для начала необходимо привязать данные даты определенному правителю.

А) 1478, 1485 гг. — время правления Ивана III. 1514, 1521 гг. — Василия III. А как мы знаем, в это время Московское государство вело активное присоединение соседних земель к своей территории. Правильный ответ: годы присоединения земель к Московскому государству.

Б) 1768—1774, 1787—1791, 1806—1812, 1828—1829 гг. Конечно же это русско-турецкие войны . Это Вы должны знать... Правильный ответ: русско-турецкие войны.

В) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав. Стоглавый и Земский соборы, естественно связаны со временем правления Ивана IV. Соответственно, мы можем предположить, что синодик опальных из того же исторического периода. Ответ: понятия, связанные с правлением И. Грозного.

2. Ответьте на вопросы.

а) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов

г). Почему 17 век называют «бунташным»? Приведите доказательства (не менее 4)

Правильные ответы:

а) если актер или актриса были крепостными;

б) при Петре Первом, в 1721 году;

в) Софийскому собору;

г) происходило много бунтов: 1648-Соляной бунт, 1662- Медный бунт, восстание 1667—1671гг. — восстание С. Разина, 1668—1676- Соловецкое восстание.


3. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки, хутор

б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль

в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор

г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

Ответы:

а) хутор — относится к крестьянской реформе 20 века

б) Л. Кассиль- писатель

в) Дмитровский собор. Остальные соборы находятся на территории Московского Кремля

г) операция «Багратион». Остальные разработаны немецким командованием.

4 . Укажи имя художника и название его полотна.

Делом всей его жизни стало создание величайшего полотна, которому он посвятил 20 лет. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

Ответ: «Явление Христа народу», художник, кажется, Иванов...

5. Установи события в хронологической последовательности.

1. появление Устава В.Мономаха

2. «Русская Правда» Ярославичей

3. появление «Слова о полку Игореве»

4. появление «Слова о законе и благодати»

Это задание является прямым аналогом задания В1, которое я уже разбирал. Думаю, что останавливаться на этом не будем.

Правильный ответ: 4213

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

Ответ: вероиспов е дание; б) булав а ; в) ерет и к; г) волост е ль; д) о труб; е) рекр у тчина

7. Объясните смысл нижеследующих исторических понятий:

а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;

б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования

Тут Вам необходимо знать основную историческую терминологию. Ответами на это задание естественно стали Уставная грамота, местничество и коллективизация

На этом я думаю мы на сегодня закончим. Нам осталось решить еще 10 заданий с кратким ответом и написать эссе. Все это мы сделаем в следующих постах, так что оформите подписку на новые статьи сайта и добавьте его в закладки . Пока!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.