Меню Рубрики

Классный час международный день памяти жертв фашизма. «Классный час «День памяти жертв фашизма

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии и на части австрийской территории состоялись массовые погромы в отношении еврейского населения. Военизированные отряды Sturmabteilung (SA) совместно, как бы сегодня сказали, с активистами вышли на улицы городов с целью нанесения материального и морального ущерба нации, «окончательным решением вопроса» которой грезил Адольф Гитлер.

Ночные улицы были буквально усыпаны осколками стекла – от разбитых витрин лавок, магазинчиков, домов, принадлежавших немецким и австрийским евреям. Нападению подверглись десятки синагог, кафе и других публичных мест. Именно осколки стекла на тротуарах и проезжей части и дали название тем событиям: «хрустальная (стеклянная) ночь» - ночь, которая положила начало активным действиям по так называемой «расовой политике Третьего рейха».

Декларативным поводом для погромов послужило убийство польским евреем по имени Гершель Гриншпан немецкого дипломата Эрнста фом Рата в Париже. Без сомнения, это был лишь предлог для воплощения в реальность той зверской политики в отношении «низших рас», которой придерживались представители нацистской верхушки, и на которой фактически и была выстроена идея расовой и этнической ненависти.

Сегодня – в память о тех событиях – в мире отмечается дата, носящая название Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма. Ежегодную дату (9 ноября) установили по инициативе UNITED – международной сети против расизма, объединяющей сотни организаций в десятках стран мира.

9 мая 1945 года нацизм в Германии был разгромлен. На алтарь Победы над этой нечистью были положены миллионы жизней советских людей. Казалось, что после победного майского салюта сами понятия «нацизм», «фашизм», «расизм» остались в прошлом как одна из наиболее чёрных страниц человечества. Однако с момента «хрустальной ночи» прошло 78 лет, со дня Великой Победы – 71 год, но межнациональная, межрасовая и межэтническая ненависть, к величайшему сожалению, не только никуда не исчезла, но и при определённом покровительстве набирает обороты.

Волны межнациональной ненависти начали в своё время накатывать и на нашу страну. Привнесённое извне зерно этнической нетерпимости начинало прорастать на почве, на которой уже шаталось здание единого государства. К моменту распада Советского Союза откровенно обозначили себя нацистские недобитки, которые, как выяснилось, десятки лет чувствовали себя вполне вольготно, в том числе и на советской территории – на западе Украины, в республиках Прибалтики. Нацистская идеология начала проникать на территории республик, оказавшихся, как тогда громко и радостно вещали отдельные политические деятели, независимыми. Русские спасались бегством из стран Средней Азии, бросая свой кров, работу, имущество. В течение всего нескольких месяцев в 1991-1992 годах русское население Таджикистана, Узбекистана, Туркмении снизилось в разы, так как новая власть «чётко» обозначила свою позицию по этнической нетерпимости.

Зёрна национализма, граничащего с насаждённой извне религиозной нетерпимостью, стали обозначать себя на Северном Кавказе. Без сильной центральной власти тамошние руководители возомнили себя «посланниками Всевышнего» и принялись использовать ресурс по фактическому выдавливанию русского населения, с которым десятки лет чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, черкесы, другие народы жили вместе, вместе созидали на благо единой страны.

Деструктивная идеология межрасовой, межконфессиональной и межэтнической нетерпимости проявляет себя на Ближнем Востоке. Можно постоянно слышать о том, как западные политологи, повторяя мантру «Асад должен уйти», пытаются эксплуатировать ложный довод о том, что в стране алавитского меньшинства алавит не может быть главой государства. Это ещё более удивительно звучит из уст американских «экспертов» и со страниц американских СМИ – при учёте того, что президентом США пока является представитель чернокожего населения, которое на сегодняшний день ещё не успело перейти в ранг расового большинства в Штатах.

Кстати, о расовой нетерпимости в стране, называющей себя «светочем демократии» и «исключительным государством в мире». Исключительность здесь действительно прослеживается. Заключается она хотя бы в том, что в редкой стране мира сегодня можно найти фактически гетто для представителей национальных меньшинств. В США – можно. В частности, речь идёт о резервациях для коренного американского населения. Когда в либеральной прессе пишут о том, что в США проживают около 4,5 млн индейцев, у которых «всё хорошо», включая социальные преференции, хочется поинтересоваться у авторов этих «опусов», успели ли они познакомиться со статистикой и реальностью жизни в резервациях.

Кое-что о статистике индейского населения США. В индейской среде наиболее высокий уровень смертности в США. В ряде резерваций процент детской смертности находится на уровне стран центральной Африки. У американских индейцев наиболее низкий уровень грамотности в США, так как при всей декларативной открытости образовательной системы Соединённых Штатов для этих народов, за пределами резерваций индейцев, мягко говоря, не ждут. Фактически любой политический активист из числа представителей коренного населения автоматически попадает под прицел специальных служб как «потенциальный сепаратист». Поэтому на фоне тысяч как бы правозащитных организаций число структур, пытающихся обозначать проблемы индейцев в США можно пересчитать по пальцам.

Уникальность и исключительность США можно констатировать ещё и в том, что именно эта страна дала прибежище наибольшему числу нацистских преступников, перебравшихся в Новый свет из Германии. Это немаловажная характеристика государства, которое позиционирует себя победителем во Второй мировой войне. И здесь же ещё одна деталь – США вместе с Канадой и Украиной стали тремя странами из всего состава ООН, которые некоторое время назад в очередной раз отказались поддержать резолюцию по осуждению проявлений нацизма и расизма в современном мире.

В Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма хочется высказать надежду на то, что эта дата в календаре всё же не является «проходной». Ведь это реальный повод задуматься над тем, к чему приводят попытки одних убедить себя и окружающих в том, что они имеют в этом мире больше прав, нежели представители других национальностей, рас и конфессий.

Сценарий Урока мужества

1 ведущий: 9 ноября мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.

Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (78 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.

2 ведущий: За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечины, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Были сожжены и разгромлены синагоги, сотни жилых домов и 7,5 тысяч торговых и коммерческих предприятий. Массовый еврейский погром, получивший позднее название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин» положил начало Холокосту - массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели 6 млн. евреев.

Чтец 1: Красивое название, страшные дела:

Убила сотни жизней « Ночь из хрусталя».

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

Чтец 2: Человек родился, он просто человек,

Русский или немец, еврей или узбек,

У каждого есть мама, каждый хочет жить,

Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,

Где кто-то разжигает злобу и расизм.

Где страшно быть не тем и не таким,

Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,

Настоящих поводов для ненависти нет.

Вспомним смерть замученных в начале ноября.

Не должны мучения позабыться зря.

Ведущий 1: Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»

Холокост - слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей...

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ?

Ведущий 2 : В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал -социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом - евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.

Ведущий 1: Холокост - унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ведущий 2 : Во время Второй мировой войны немецко - фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1: Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ведущий 2 : Лагерь Майданек был создан в августе - сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ведущий 1 : Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ведущий 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Просмотр видео

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть своей завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства и зверств.

Но мы в памяти оставим

Имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

Страшные кровавые слова.

Ведущий 1: Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ведущий 2 : Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концлагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 - ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ведущий 1 : Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Ведущий 2: Дети воины. Дети у которых украли детство… После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Ученица читает письмо Кати Сусаниной (сценка)

Ведущий 1: В 1945 г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Ответы детей

Ведущий 2 : Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним - мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь - пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

Краснодарский край, Северский район, станица Северская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44

станицы Северской МО Северский район

Методическая разработка «Урока мужества»,

подчиненного теме месяца

«Этих дней далеких позабыть нельзя...»

Классный час: « Международный день борьбы с фашизмом ».

Подготовила:

Классный руководитель 5 «Б» класса

Золотухина И.И .

2016

Цель: сформировать у обучающихся представление о фашизме

Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер или интерактивная доска.

Учитель: 9 ноября – не просто очередная дата в календаре. Это международный день борьбы против фашизма. Он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Не каждый из вас может ответить сразу – разберемся вместе.

Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом. Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? ( Слайд3, ученица читает стих Б. Кочеткова, слайд 4 )

Фашизм возник еще задолго до начала Второй мировой войны, наступая на демократические свободы, прогрессивную культуру, науку, профсоюзы, на инакомыслие, неся ужасающие злодеяния. (Слайд 5) Фашизм – эта страшная идеология, которая превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Нет такого государства, которое бы выиграло от правления нацистов. Идеология нацизма принесла крах и своим создателем, и всем тем, кто пострадал от действий ее последователей. (ученик выступает с докладом о фашистской идеологии )

Итак, кто из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? (Слайд 6) Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (Слайд 7)

Во время войны на оккупированных Германией территориях были построены концлагеря. Эти лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. При этом фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами холокоста фашисты также проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Такое истребление продолжалось до самой капитуляции Германии. Надо сказать, что нацисты не только евреев, но также поляков, русских и других славян рассматривали как «низшую расу», которую необходимо покорить. Они хотели сделать нас рабами, а потом уничтожить. (Слайд 8,9)

В фашистских концентрационных лагерях были погублены миллионы человек разных стран. Наибольшие потери понес Советский Союз. Общие итоговые данные о гибели гражданского населения нашей страны на оккупированной территории и на принудительных работах в Германии таковы: преднамеренно истреблено 7,4 млн. человек, погибло на принудительных работах в Германии 2,2 млн. человек, погибло от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи) 4,1 млн. человек. Всего - 13,7 млн. человек. (Слайд 10)

А как вы думаете, ребята, а когда же начали отмечать Международный день против фашизма? Как я упомянула еще в начале нашего урока, он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». (с докладом выступает ученица, Слайд 11)

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи.

И сейчас, я предлагаю вам так же поучаствовать в Международном дне борьбы против фашизма. Сейчас каждый из вас получит бумажного человечка- ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

День памяти жертв фашизма – это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше – мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

4 слайд

Описание слайда:

Только благодаря силе и мужеству русских воинов, защитивших нашу Родину в 40-е годы 20-го столетия, многие из нас получили право на жизнь в свободной стране. Благодаря смертям многих отцов, сыновей и мужей сегодня в России каждый имеет право на достойную и свободную жизнь. Этот праздник учрежден в честь тех, кто, не задумываясь о своей смерти, встал на защиту детей и женщин, не пустил врага на наши земли и прекратил фашистский беспредел.

5 слайд

Описание слайда:

Фашизм – явление, пагубное влияние которого ощутили многие страны. И ни одна из них не выиграла от фашистских действий. Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее законам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

6 слайд

Описание слайда:

История возникновения Международного дня памяти жертв фашизма День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Этот день был определён в 1962 году. Выбор пришёлся на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года). Это и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.

7 слайд

Описание слайда:

Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных или этнических предрассудках, является разновидностью ксенофобии. 2 августа 1934 года скончался Президент Германии - Гинденбург. После этого президентство в стране было упразднено. Гитлер получил полномочия главы государства как «Фюрер и Рейхсканцлер». Это дало ему возможность начать захват территорий других государств и развязать одну из величайших войн в истории человечества. Гитлер начал массовые преследования евреев и цыган. Они лишались гражданских прав, позднее, уже во время Второй мировой, началось их физическое истребление. В истории это явление получило название «холокост». Гитлер был намерен полностью истребить нацию евреев. В результате, было уничтожено 60 % европейских евреев и около трети еврейского населения всего мира. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

8 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределенный срок. Первыми узниками концлагерей стали члены КПГ и СДПГ. В июле 1933 г. число «превентивно» арестованных достигло 26 789, однако затем многие были освобождены и в конце 1937 г. число заключенных концентрационных лагерей уменьшилось до 8 тыс. После этого в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент - бродяг, пьяниц и т.п. Примерно в то же время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключенные переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова». Вход в концлагерь Ораниенбург, 1933 г.

11 слайд

Описание слайда:

С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключенных из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман» (7.000 подозреваемых в участии в движении Сопротивления во Франции, Бельгии и Нидерландах, которые были вывезены в Германию и там приговорены). Во время Второй мировой войны в лагерях содержались также участники движения Сопротивления из других оккупированных стран.

12 слайд

Описание слайда:

Еврейское гетто в Варшаве. Варшавское гетто - еврейское гетто в Варшаве, созданное нацистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Злодеяния гитлеровцев. Гатчина январь 1944 г. Казненные фашистами советские граждане.

15 слайд

Описание слайда:

Лагерь советских военнопленных. 1942 г. Количество военнопленных, попавших в плен, долгое время является предметом дискуссий, как в российской (советской), так и в немецкой историографии. Германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 млн 270 тыс. человек. По данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек

16 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником, эсэсовцем Дирлевангером. Сожженные города и села в Белоруссии.

Классный час «Молодёжь против фашизма»

Подготовила: Семёнова Н.А.

Цели:

познакомить участников мероприятия с идеологией и политикой фашизма, дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях;

формировать активную жизненную позицию;

воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа, экран, лист ватмана для сбора подписей.

Ход мероприятия

Звучит тихая музыка. (Слайд №1)

Ведущий1 : 9 мая 2015 года… В 70-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы без­мерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах городов, поселков можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие.

Музыка утихает.

Ведущий2 : Сегодня мы обвиняем фашизм. Обвиняем его в массовых убийствах и преступлениях против человечества.

(Слайд №2)

Ведущий1 : Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.

Ведущий2 : Год рождения.

Ведущий1 : 1919.

Ведущий2 : Место рождения.

Ведущий1 : Италия.

Ведущий2 : Родители.

(Слайд №3)

Ведущий 1: Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год.

Адольф Гитлер – вождь Национал- социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Ведущий2 : Идеология фашизма.

Ведущий 1: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

Ведущий2 : Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Ведущий 1: Лидеры фашизма явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания Второй мировой войны, главными виновниками гибели в ней миллионов людей. Война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. За короткое время Германия покорила многие страны Европы.

(Слайд №4)

Ведущий2 : На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы Советского Союза превратилось в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно нападает на нашу страну. Начинается Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая длилась 1418 дней и ночей.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (муз. А.Александров, сл. В Лебедева- Кумача)

Ведущий 1: Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались. Трудными, бесконечно трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Главный удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная Брестская крепость, окруженная врагами, держалась больше месяца.

(Слайд№5).

Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск.

(Слайд№6)

Враг приближался к Москве.

Ведущий2 : С приходом фашистов на нашу землю пришли насилие, унижение, смерть, голод.

Ведущий 1: Страшные злодеяния творили фашистские изверги в отношении мирного населения на оккупированных территориях. Жестокое обращение с гражданским населением, массовые убийства были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления, но и избавление от местного населения путем его уничтожения и колонизации освободившихся территорий.

(Слайд №7)

Звучит «7 симфония» Д. Шостаковича.

Ведущий2 : «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы уничтожить русских как народ»- подчеркивалось в плане «Ост». История не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами над мирным населением и военнопленными. Бесчеловечная эксплуатация и систематическое истребление населения оккупированных фашистами стран принесли человечеству потери не меньшие, чем на полях сражений.

Ведущий 1: Отступает с годами горе. Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор живут убийцы, вешатели, разбойники из фашистских армий. Это они оставили кровавые, незаживающие раны. Это их идеологию восприняли неофашисты, которые привлекают в свои ряды молодых людей разных стран. Используя сегодняшнее мероприятие, мы хотим напомнить всем, насколько опасны для мира идеи, пропагандируемые фашистами.

Ведущий2 : В каждом сердце болью отзываются названия населенных пунктов, в которых были размещены концентрационные лагеря.

(Сдайд№8) Звучит «Бухенвальдский набат»

Ученик: Майданек — концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения в области Люблина в центральной Польше.
Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать…
Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.
«Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» — лагерь.
Лагерь был создан осенью 1941 года. И служил сначала для заключения советских военнопленных. Большинство военнопленных погибло от голода и болезней, а последние из них были растреляны в июне 1942 года.
В тоже время уже начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии, Чехии и Франции.

Главной целью лагеря была ликвидация заключенных. После установки газовой камеры и крематория летом 1942, уничтожение производилось с помощью этих средств, после чего заключённые должны были сжигать тела. Если не удавалось сжечь все тела, некоторые хоронили в ближайших лесах. После смерти жертв особый отряд занимался вырыванием золотых зубов.
В следствии восстания в Варшавском гетто, Белостоке, Собиборе, Треблинке, Гимлер объявил 1 октября 1943 года о ликвидации евреев по всей Люблинской области. В конце октября началось приготовление трёх громадных ям и в них 3 ноября, за один день, было расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключенных Майданека остались живы…
В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей.
Ведущий2 : Освенцим. (Слайд№10)

Ученик: ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши.
В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь расположен на огромной территории вокруг города Освенцима и представлял из себя целую систему лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Блехамер и другие. Основные из них — Аушвиц и Биркенау — имели свыше шестисот двадцати жилых бараков и служебных помещений. (Слайд №11)

В лагерях Освенцима содержалось постоянно от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч (180 тыс-250 тыс.) заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще две отдельные «бани», трупы из которых сжигались на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись «циклоном». Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27 января 1945 лагерь освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Ведущий1 : Австрия – Маутхаузен. (Слайд №12)

Ведущий2 : Германия – Равенсбрюк, Заксенхаузен, Дахау, Бухенвальд. (Слайды №13-16)

(Слайд №17)

Ведущий1 : Бухенвальд – немецко-фашистский лагерь.
В 1937 году, 77 лет назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 77 лет назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

Ученица : Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. В 1943 году около лагеря был построен железнодорожный вокзал. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь» — карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были - бесчеловечны.
Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству «малого лагеря», хотя порция для тех, кто содержался на карантине и для тех, кто не работал сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело.
В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола.
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого - мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались подростки », «Барак № … Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

(Слайд№18)

Ведущий2 : Са?ласпилс - лагерь смерти на территории Латвии.

Ученик: Лагерь смерти Саласпилс — один из самых больших — был запущен в октябре 1941 года. Нацисты изощрялись. В центре лагеря, возле комендатуры была сооружена виселица. Здесь устраивались казни на потеху «высшей расы». Они являлись на эти зрелища в начищенных до блеска сапогах, а их дамы — в шляпках и белых перчатках. Младенцев на глазах у матерей оглушали прикладами и бросали в яму, чтобы не тратить патроны. Узников травили синильной кислотой. Заключенные работали на торфяных болотах. Измученные голодом, они ели кору деревьев.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.
Убийства детей
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно.
За грудными младенцами присматривают 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы больным детям делали инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать во внутрь разные средства…
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.

(Слайд№19)

Ведущий 1 : Общее количество концлагерей составляло около 14033 объектов. Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек, 11 млн. из них уничтожено.

Ведущий 2: Скорбная тишина…Она годами хранит гул яростного огня и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и стоны умирающих. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы.

(Слайд №20)

Ведущий 1: Сотни сел и деревень были сожжены, нередко вместе с теми, кто там проживал. Одной из деревень стала Хатынь, сожженная в 1943 году фашистами вместе с жителями.

Ученик:

Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной…
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной

Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, —
Он кровью человеческой полит…

Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет…
Стонет! В краю лесов и плодородных нив

Колокола звонят… Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой —
Хатынь!

Звучит запись колокольного звона Хатыни. (Слайд №21)

Ведущий 2: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни. Трагедия произошла 22 марта 1943года.В деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни - взрослые, старики, женщины, дети - были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Звучит музыка.

Ученик: читает стихотворение М. Джалиля «ВАРВАРСТВО».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайд№22)

Ведущий 1: Никогда не забудутся зверства фашистов в деревне Бабий Яр. Хату за хатой сжигали немецкие палачи. Они не останавливались ни перед чем: все горело под ногами. 30 домов было сожжено фашистами, ни одной живой души не оставили они.

Ведущий 2: Фашисты сожгли множество деревень на территории бывшего тогда Советского Союза.

(Слайд №23)

Ведущий 1: Известно, что фашисты использовали труд людей, вывезенных из оккупированных стран в Германию. Послушайте письмо девочки, увезенной фашистами в неволю.

Звучит тихая, нежная музыка.

Ученик: Письмо из фашистской неволи.

« Здравствуй, дорогая мамочка! Пишу тебе письмо, которое ты, скорее всего, никогда не прочитаешь. Ты помнишь, как нас, юных девочек и мальчиков, загнали фашисты в вагоны, где перевозили скот, и повезли в Германию? Я никогда не забуду глаза провожающих матерей, которые ничего не видели от слез и горя.

А мы тогда и не понимали, что с нами происходит. Через несколько дней поезд прибыл к месту назначения. Нас выгнали из вагонов, выстроили в ряд.

Скоро появились и наши будущие хозяева. Они тщательно осматривали каждого, выбирая того, кто им подходил. Меня забрала толстая, злая фрау Зандер. Ей нужна была рабочая на скотном дворе. Как только привезли меня, начались издевательства. Работать нужно с раннего утра до позднего вечера. Отдохнуть нельзя ни минутки. Фрау следит за мной. Как чуть присяду, бьет палкой. Прошло всего полгода, а мне кажется, что я нахожусь здесь целую вечность. Три раза в день я таскаю огромные кадки с едой для свиней. Их кормят значительно лучше, чем меня. Когда фрау Зандер в хорошем настроении, она дает мне теплую похлебку раз в день. Но это бывает очень редко. В основном мне приходится питаться тем, что я успею выхватить из корыта у свиней. А они такие большие и страшные, что я боюсь, как бы они не съели меня саму.

Мама, я так изменилась! В свои 16 лет я выгляжу как старуха. Все тело в синяках и подтеках. Они никогда не проходят. Я так хочу домой! Милая мамочка, люблю тебя, целую! Очень хочется дожить до встречи, на которую я уже и не надеюсь.

Март 1943 года».

Ведущий 2: На захваченных фашистами территориях активно работали партизаны, среди которых было много подростков, молодежи. Они наносили немалый вред оккупантам: подрывали железные дороги, добывали сведения для советской армии, освобождали заложников, отбивали пленных. Немцы ненавидели и боялись партизан. Я предлагаю послушать рассказ о Герое Советского Союза — Зое Космодемьянской, которая была схвачена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

(Слайд№24)

Ученик: Ее схватили вечером, когда Зоя пыталась поджечь конюшню. Привели в дом, раздели и стали бить кулаками, а минут через двадцать избитую, босую, в одной сорочке повели через все селение в штаб. Зою стали допрашивать. Через дверь доносились ответы: «Нет», «Не знаю», «Не скажу». Потом в воздухе засвистели ремни, и слышно было, как стегали они по телу. Четверо мужчин, сняв пояса, избивали девушку. Потом снова допрос, и снова удары.

После этого Зою повели в другую избу. Хозяева увидели у нее на лбу большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись.

Вскоре солдаты, жившие в избе, окружили девушку и стали над ней издеваться. Одни шпыняли ее кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой. Лишь вдоволь натешившись, солдаты ушли спать. Часовой велел Зое подняться и выйти из дома. Так, босая, в одном белье, ходила она по снегу до тех пор, пока ее мучитель сам не продрог. Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.

(Слайд№25) звучит музыка

Ученик: читает отрывок из поэмы М.Алигер «Зоя».

Как морозно! Как светла дорога!

Утренняя, как твоя судьба.

Поскорей бы! Нет, еще немного!

Нет, еще не скоро…От порога…

по тропинке…до того столба…

Надо ведь еще дойти дотуда,

этот длинный путь еще прожить…

Может ведь еще случится чудо.

Где-то я читала… Может быть.

Жить… Потом не жить… Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как? Зачем старуха плачет?

Кто ее обидел? Жаль меня?!

Если мимо виселицы прямо

все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть еще слова…

Граждане, не стойте, не смотрите!

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина!- Слова звучат, как будто

это вовсе не в последний раз.

— Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!…Еще минута –

и удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

(Слайд №27)

Ведущий 1: Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех.

Ведущий 2: О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашист­ская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам. К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию

Ведущий 1: Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы не можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Ведущий 2: Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Ведущий 1: Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Ведущий 2

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, —

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

Ведущий 1: Сегодня мы обвиняем фашизм в преступлениях против человечества, а приговор фашизму вынесла сама история. А мы – молодые люди, живущие сейчас, должны беречь мир и помнить, какой ценой он завоеван. Молодежь всегда была на передовых позициях. Предлагаю выразить свой протест против фашизма и неофашизма, оставив подписи на листе ватмана на доске.

Участники мероприятия ставят свои подписи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Говорят погибшие герои. Сборник

Книга Памяти. Город Великие Луки и Великолукский район. Историко-документальная хроника. Псков, 1993

Москва в солдатской шинели. Сборник. «Детская литература», М., 1966г.

Нюрнбергский процесс. Сборник документов в 8-ми томах. Юридическая литература, М., 1991.

Интернет ресурсы