Меню Рубрики

Соколов михаил георгиевич. Соколов Михаил Ксенофонтович Mikhail Sokolov

Логистика - это система управления потоковыми процессами, которая расширяет сферу применения методологического инструментария логистики в направлении на межфункциональные интеграцию и оптимизацию целесообразной совокупности видов производственно-хозяйственной деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости, начиная с отдельных операций и заканчивая сквозным управлением потоковыми процессами.

Интегрированная логистика обеспечивает несомненную появлении товара в определенном месте, в нужное время, в соответствующем количестве и форме при условии, что каждая из организаций, которая принимает участие в таком сквозном процессе, осуществляет действия по повышению ценности продукта для потребителей.

Сущность интегрированной логистики определяется так :

1. Главная роль применения предприятием концепции интегрированной логистики отводится достижению и содержанию ним конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

2. Предприятия направляют свою деятельность на повышение потребительской ценности продукции или услуг, используя с этой целью интегрированную логистику, что оправдывает затраты.

3. Предприятия приобретают новый, более высокого организационно-управленческого уровня, создавая стратегические интегрированных структур с партнерами для достижения конкурентного преимущества.

Первоочередными задачами интегрированной логистики являются:

■ определение целей и задач логистики и, соответственно, ее значение в формировании и развитии деятельности предприятия;

■ интеграция достижений смежных и близких по назначению сфер современных общетеоретических, технических и экономических наук в новое системное знание с целью его применения в процессе формирования и развития научной базы логистики, повышение ее значимости для прикладного использования;

■ формирование у корректно определенных временных и пространственных параметрах среды интегрированных видов производственно-коммерческой деятельности как системного объекта логистического менеджмента;

■ разработка сценариев проектирования логистических систем, ориентированных на рыночную экономику, а также трансформации "структуры их управления;

■ исследования и моделирования закономерностей создания и прогрессивного развития логистических систем, исходя из особенностей и реальных условий формирования производственно-экономических отношений;

■ разработка методических подходов и алгоритмов планирования и управления интегрированными типами производственных процессов в комплексе с их организационно-управленческими интеграторами, настроенных на логистику.

Интеграционная миссия логистики обусловлена проявлением причинно-следственных связей логистики и производства, логистики и маркетинга, логистики и менеджмента и тому подобное. Предприятия осознанно передают выполнения широкого спектра функций, в том числе разработку и проектирование, производство, распределение и т. Д. другим организациям. Это дает им возможность сосредоточиться на результативном выполнении более необходимых для себя функций (то есть эффективно реализовать свои базовые компетенции).

На этапе "интеграция логистики" решаются вопросы планирования, контроля управления ключевыми бизнес-процессами, начиная от конечного потребителя и охватывают всех поставщиков товаров, услуг и информации, которые дают ценность для потребителей.

Интеграционный эффект логистического управления (в отличие от традиционного управления, по которому должно обеспечиваться минимум расходов в каждой отдельно взятой звене процесса) можно рассматривать как попытку предприятия обеспечить максимальное снижение затрат на всю совокупность процессов в производстве и обращении . Это может быть представлено следующим образом:

где - соответственно расходы в каждом звене процесса.

Основные этапы формирования и развития логистики как современного инструмента управления предприятием определяются формированием и реализацией соответствующих логистических концепций, которые являются исходной базой для разработки гибких моделей управления потоковыми процессами по различным направлениям производственно хозяйственной деятельности предприятий.

Интегрирующая функция логистики в процессе управления реализуется через систему форм и методов хозяйственной деятельности, которые включают:

■ интеграцию функций формированию хозяйственных связей с функциями определения потребностей в продукции и ее поставки потребителю;

■ координацию логистического управления поставщиками в процессе транспортировки;

■ кооперации в комплексном использовании складов и терминалов, находящихся в собственности различных субъектов хозяйственной деятельности;

■ оптимизацию совокупных затрат при перемещении продукции на основе экономического компромисса предприятий, входящих в интегрированную цепочку.

  • Интеграция (от лат. Integratio - восстановление; integer - целый) - понятие, означающее состояние взаимосвязанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом, а также процесс ведущий к такому состоянию; процесс сближения и связи наук что происходит рядом с их дифференциацией.
  • Метод (от греч. Теthоdоs - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания (освоения) действительности.

Концепция интегрированной логистики предусматривает объединение функциональных областей логистики в единую систему в целях ее оптимизации. Предпосылками появления этой концепции явились развитие информационно-компьютерных технологий, распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании транспортной деятельности. Они рассматривались нами выше.

Принципы интегрированной логистики:

1. Системный подход;

2. Принцип общих логистических издержек;

3. Принцип глобальной оптимизации;

4. Принцип логистической координации и оптимизации;

5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки;

6. Принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;


Рис.3.2 Основные логистические концепции


7. Принцип комплексного управления качеством;

8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений;

9. Принцип устойчивости и адаптивности.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3

1) Назовите и охарактеризуйте этапы эволюции логистики.

2) Каковы временны е границы этапов эволюции логистики?

3) Каковы предпосылки перехода логистики на новые этапы?

4) В чем состоит различие взглядов на развитие логистики?

5) Каковы уровни развития логистики на предприятии?

6) Дайте характеристику информационным концепциям логистики.

7) Дайте характеристику маркетинговым концепциям логистики.

8) Дайте характеристику концепции интегральной логистики.

9) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления цепями поставок. В чем отличие логистики и управления цепями поставок?

10) Охарактеризуйте логистическую концепцию всеобщего управления качеством. В чем состоит отличие концепции всеобщего управления качеством и стандартов качества ISO ?

11) Охарактеризуйте логистическую концепцию точно в срок. В чем отличие подхода к управлению процессами в соответствии с концепцией точно в срок и традиционным управлением?

12) Охарактеризуйте логистическую концепцию «тощего» производства.

13) Охарактеризуйте логистическую концепцию быстрого реагирования. Каковы ее модификации и предпосылки появления?

14) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления запасами поставщиком.

15) Охарактеризуйте логистические системы планирования материалов (материальных ресурсов) в производстве и распределении. В чем их отличие друг от друга?

16) Охарактеризуйте логистические системы планирования ресурсов предприятия. В чем их отличие друг от друга?


17) Каковы особенности и предпосылки возникновения концепции интегрированной логистики?

18) Назовите принципы интегрированной логистики, охарактеризуйте их.

Задание 6

Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта.

Задание 7 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 3, согласовав тему презентации с преподавателем.

Тема 4. Функциональные области логистики и
логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе)

Изучив тему 4, Вы узнаете цели задачи логистики в функциональных областях «снабжение», «производство», «распределение», а также цели и задачи выполнения логистических функций: управление закупками, управление запасами, транспортировка, складирование, грузопереработка и др. Рассмотрение вопросов темы 4 позволяет узнать основные задачи оптимизации ресурсов в разных функциональных областях логистики, в том числе при выполнении отдельных логистических функций.

1) Функциональная область логистики «снабжение»

Снабжение в тактическом аспекте – ежедневные операции, традиционно связываемые с закупками и направленные на избежание дефицита. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.

Цель функциональной области «снабжение» - удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью и создание надежного и бесперебойного материального потока в организацию.

Задачи снабжения:

· Определение потребности в материальных ресурсах;

· Исследование рынка закупок;

· Оценка и выбор поставщиков;

· Осуществление закупок;

· Контроль и оценка выполнения закупок;

· Создание запасов, проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;

· Подготовка бюджета закупок и др.

Эволюция функций управления закупками показана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Эволюция функций управления
закупками (снабжением)

2) Функциональная область логистики «производство»

Цель функциональной области «производство» – обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи:

· Оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП);

· Оперативное управление технологическими процессами производства;

· Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;

· Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);

· Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

· Прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве;

· Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

· Управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях;

· Физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное) и др.

Существует два типа производственных логистических систем: толкающего (выталкивающего) типа и тянущего (вытягивающего) типа.

Толкающие системы характеризуются следующим: время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, к этому времени операция должна быть завершена; Полученный продукт далее «проталкивается» дальше и становится запасом НП в начале следующей операции. Этот вариант игнорирует то, что в настоящее время делает следующий участок, а он может быть занят или ожидать поступления НП. Результатом становятся задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

Вытягивающие системы характеризуются следующим: когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал на предыдущую операцию и сообщается, что требуется другая единица для работы. Другими словами, предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу только тогда, когда получает на это запрос.

Системы выталкивающего типа основываются на строгом графике производства и дают возможность применения систем планирования ресурсов (MRP – I, МRP – II). Планирование осуществляется на основе следующих источников информации (рис.4.2):

Основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливается в каждый промежуток времени;

Ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого вида продукции;

Учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.

Рис.4.2. Процедура планирования потребности в материалах,
основанного на производственных графиках

Вытягивающие системы работают в соответствии с концепциями точно-в-срок и быстрой реакции на запросы потребителей. Примером вытягивающих систем является система КАНБАН, рис.4.3.

Условия функционирования системы КАНБАН:

1) Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер.

2) Контейнер перемещается только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения.

3) Когда одни участок нуждается в материалах (запас НЗП до уровня повторного заказа), к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения. Это сигнал для отправления контейнера на предыдущий участок или участок хранения НЗП.

На этом участке к контейнеру прикрепляется канбан производства, и конейнер передается на предыдущий участок.


Рис. .4.3. Система «канбан» с двумя картами


4) Это сигнал для производства следующий порции товара, достаточной для заполнения контейнера.

5) Контейнер заполняется, к нему прикрепляется канбан перемещения, и отправляется на следующий участок

Преимущества вытягивающих систем очевидны: снижение запасов, сокращение времени выполнения заказа, сокращается время производства продукции, более полная загрузка оборудования, повышенная производительность, упрощенное планирование и диспетчирование, повышение качества материалов и продуктов и др.

Проблемы, возникающие в производственных логистических системах вытягивающего типа:

Долгое время до существенного улучшения

Зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиком

Зависимость от способности поставщиков обеспечивать потребность в точные сроки

Необходимость разработки динамичных графиков

Зависимость от времени переналадки оборудования

Противодействия со стороны персонала

Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса и др.

3) Функциональная область логистики «распределение»

Цель – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей

Задачи распределения на микроуровне:

· Организация получения и обработки заказа;

· Выбор вида упаковки, комплектация и т.д.;

· Организация доставки и контроль за транспортировкой;

· Организация послереализационного обслуживания.

Задачи распределения на макроуровне:

· Выбор и построение распределительной системы (каналов распределения);

· Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;

· Определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.

Решения в области распределения определяются двумя концепциями: специализация и ассортимент. Специализация на определенных операциях и/или функциях позволяет фирмам выполнить их наилучшим образом. Как правило, в системах распределения привлекают логистических посредников для выполнения функций: транспортировка, складирование, грузопереработка, организация продаж и т.п. Логистические посредники, специализирующиеся на отдельных функциях и операциях могут их выполнить лучше и более эффективно, чем фирма-производитель.

Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такого продуктового микса включает три этапа: концентрацию (сбор), кастомизацию (сортировку и группировку) и рассеивание (отправка в конкретное место).

Логистические посредники в распределении выполняют следующие функции:

а) функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.);

б) функции обмена (купли-продажи);

в) поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.)

Наличие посредников значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования локальных групп посредников и глобальными, или стратегическими, целями фирмы-организатора логистического процесса. Необходимо учитывать кооперацию логистических посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.

4) Логистическая функция «транспортировка»

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.

Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:

Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;

Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;

Выбор вида (видов) транспорта;

Выбор транспортных средств;

Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);

Определение рациональных маршрутов;

Распределение транспортных средств по маршрутам;

Оценка качества транспортного сервиса;

Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;

Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.

Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.

Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.

Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:

· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;

· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;

· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;

· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.

Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.

5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»

Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;

3. Хранение запасов;

4. Унитизация (объединение) грузов;

5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Классификация складов приведена на рис. 4.4.

В складировании решается три вида задач:

1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);

2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.

3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.

Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования.

Соколов Михаил Ксенофонтович

Mikhail Sokolov

(1885 - 1947)

Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в 1904- 07 гг. учился в СХПУ, не закончив его) и не входил ни в одно из художественных объединений. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем - начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.
В живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы "Страстей", изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории ("Французская революция").

После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала.

Слева направо: Ф.И. Панков, М.К. Соколов, М.В. Несытов.
г. Ярославль. 1909

Замечаемый серьезной критикой, художник тем не менее все больше ощущает свою невостребованность: работы выставляются редко, подготовленные иллюстрации не печатаются в книгах (исключение - "Орлеанская девственница" Вольтера, "Acadeinia", 1935).
Кормит его лишь преподавание: в 1919-21 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-25-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-29-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле; в 1936- 38 гг. - в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.

Марина Ивановна Баскакова, 1930 г.

Драматический итог судьбы - арест в 1938 г., семилетний приговор, Тайгинский лагерь в Сибири; созданные там рисунки (на крошечных клочках, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами) относятся к лучшим творениям художника. Досрочно освобожденный по болезни (1943), Соколов поселяется в Рыбинске.

Будучи тяжелобольным, Соколов руководил изокружком в Доме пионеров Рыбинска (1943-1947). В последних работах он вновь обратился к живописи, создав серию "Птицы", где бесконечно сменяющие друга образы мертвых птиц несут в себе вполне читаемую символику: ведь птица - это воплощение свободы.

В июне 1947 г. он приезжает в Москву хлопотать о снятии судимости. Он посещает выставки, строит планы на будущее. Но тяжелая болезнь приковывает художника к постели и вскоре обрывает его жизнь.

Реабилитирован М.К. Соколов был только в 1958 г....

Сейчас произведения М.К. Соколова по праву относят к высочайшим достижениям отечественного изобразительного искусства тех лет. Его работы входят в собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Ярославского Художественного музея (здесь находится самая крупная коллекция работ художника), многих других музеев страны.

Как известно, главным объектом живописи М.К. Соколова была его жена (1927-1935) Марина Ивановна Баскакова (1902-1988), с которой он сделал сотни портретов - рисунков карандашом, пером и тушью. Не исключено, что некоторые женские образы на портретах этой нашей подборки навеяны именно ею.

С 1966 по 2003 год было около 20 персональных выставок М. К. Соколова в Москве, Ярославле, Петербурге, Касселе (Германия), Рыбинске, Вологде, Костроме и других городах России.

В октябре 2007 года в Музее им. Андрея Сахарова (г. Москва) состоялась выставка «Право на переписку», где представлены рисунки и письма М. Соколова из лагеря.
_____________________________

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947), русский художник, мастер живописи и графики, представитель романтико-символистского «тихого искусства».

«Художником милостью Божьей», «апостолом прекрасного» называли М.К.Соколова современники. Жизнь и творчество этого мастера были необычны и удивительны для своего времени. Михаил Ксенофонтович Соколов родился в Ярославле, в 1885 году, в семье бондаря. Вопреки воле родных, он поступает в Строгановское рисовальное училище, получив денежную помощь от местного мецената. Но обучение не приносит ничего, кроме разочарования, и он покидает училище: «Школа не только ничто не дала - напротив, я должен был преодолевать то, что она навязала...» Молодой художник начинает самостоятельное изучение живописи в музейных собраниях Москвы и Петербурга. 1923 год был переломным в творческой судьбе.

Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Д.С.Недович: «С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя...» К середине 20-х годов он достиг уже высокого мастерства, и «являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси», - писал Н.Тарабукин. Ни до, ни после революции М.К.Соколов не входил ни в одно творческое объединение, стремясь найти свой путь в искусстве. В 1938 году художник по ложному доносу был арестован, приговорен к семи годам лишения свободы и сослан в Тайгинский лагерь в Сибири, где им были созданы циклы рисунков, относящиеся к лучшим страницам его творчества. В 1943 году художник был по состоянию здоровья досрочно освобождён. Не имея разрешения поселиться в Москве, он, тяжело больной, возвращается к родным в Ярославль. В 1947 году Соколов приезжает в Москву добиваться снятия судимости, но не успевает... Реабилитирован он был только десятью годами позже: посмертно.

Творчество Соколова, на долгое время искусственно выключенное из общего русла советского искусства, изучено еще очень мало, особенно это относится к циклу о Французской революции. Выполненный в основном в начале 30-х годов, этот цикл включает сотни листов, в настоящее время рассеянных по разным музеям и частным собраниям, из которых лишь девять были показаны на выставке 1985 г., организованной к столетию со дня рождения художника.

К работе над циклом «Французская революция» художник возвращался на протяжении 20 лет. Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камилл Демулен...
Есть у Соколова портрет и Шарлотты Корде. Ее образ удивительно созвучен тому, что писал об убийце Марата Жан Жорес: «Красивая, молодая, скромная и гордая... она осталась в глазах народа странным видением, сотканным из пурпура, героизма и крови, вызвав во многих сердцах неведомое волнение».

Пусть меня принимают таким, какой есть - несуразным, неисправимым мечтателем и романтиком - всеми чувствами ушедшим в «несуществующее, нереальное».

(Из письма М.К.Соколова Н.В. Верещагиной-Розановой)

http://fleur-marie.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Окончил Московское Высшее Техническое Училище им. Н.Э. Баумана (1960).

Общественное признание

Значок ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» (1957).

Медаль «За освоение целинных земель» (1958).

Государственная премия Республики Марий Эл «За создание экологически безопасных транспортных машин с воздушной разгрузкой и шинами сверхнизкого давления» (1993).

Благодарственное Письмо Министра атомной промышленности и энергети-ки РФ и Директора РФЯЦ «За участие в создании ядерного щита Отечест-ва» (1996).

Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Феде-рации» (1998).

Лауреат конкурса международной программы ISSEP фонда Дж. Сороса в области точных наук (1998).

Лауреат конкурса грантов Комитета по высшей школе РФ по фундаментальным исследованиям в области транспортных наук (1996-98).

Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (2005).

Кандидат в мастера спорта СССР по шахматам. Победитель полуфинала чемпионата Воронежской области (1969). Неоднократный победитель и призер личных и командных соревнований, чемпион МАССР (1977).

Основные направления профессиональной деятельности

Исследования в области разработки и создания ядерного оружия (РФЯЦ, 1960-65).

Разработка геометрической теории плоского движения твердого тела (1984-87).

Комплексное исследование параметров сложных автотранспортных систем в условиях нестационарных режимов движения на кривых (1971-2006). Защищены кандидатская и докторская диссертации.

Теория и расчет эксплуатационных параметров вездеходных транспортных средств (1983-98).

Научно-техническая разработка по оценке экстремальных ситуаций при авариях на химически опасных объектах Марийской АССР (1989-2000).

Элементарное доказательство последней (великой) теоремы П. Ферма (1998-2006).

Результаты научных исследований внедрены в практическую деятельность Головного Конструкторского Бюро Министерства автомобильной промышленности СССР, Всесоюзного объединения «Пермлеспром», Министерства здравоохранения МАССР, Штаба Гражданской Обороны МАССР, СКБ МарГТУ, в учебный процесс МарГТУ.

Участие в работе IV-го Всесоюзного (Киев, 1976) и IX Всероссийского (Н. Новгород, 2006) съездов по теоретической и прикладной механике.

Участие в работе II-го (Москва, 1999) и III-го (Пермь, 2004) совещаний-семинаров заведующих кафедрами теоретической механики вузов РФ.

Инициатор и непосредственный участник включения МарГТУ в целевую Российско-венгерскую программу подготовки научно-педагогических кадров (специальность «Робототехника. Мехатроника») с обучением в Будапештском Техническом Университете, в которой приняли участие 11 студентов МарГТУ. Трое в рамках программы закончили аспирантуру, ими защищено 4 диссертации, в том числе 3 на степень Ph.D. В настоящее время по контрактам один из них работает в Лозанне (Швейцария), второй в Гонконге.

Инициатор обучения студентов МарГТУ в магистратуре МГТУ «СТАНКИН».

Руководство студенческой научно-исследовательской работой, имеется 45 публикаций. Два доклада отмечены высшими наградами на II-м международном студенческом форуме «Наука. Образование. Производство» (Белгород, 2004), несколько - дипломами на «Туполевских чтениях» (Казань, 2002, 2003, 2004). При отличной успеваемости участники НИРС стали «именными» стипендиатами Президента РФ (6 раз), Правительства РФ (2), Президента РМЭ (5), Дж. Сороса (1), акад. С.И. Вавилова (2). Один в числе победителей Всероссийского конкурса по программе Президента РФ прошел обучение за рубежом.

Руководство аспирантом, по теме диссертации опубликовано 12 статей. Получен грант Федерального Конкурсного Центра (2004), аспирант стал стипендиатом Президента Республики Марий Эл (2005).

Подготовка к участию в олимпиадах по теоретической механике. Лучшие результаты: в командном зачете - третье (2000) и второе (2004) места в олимпиадах вузов городов Северного Кавказа (Новочеркасск, ЮрГТУ), первое (2004) и второе (2005) в региональных олимпиадах городов Поволжья (Н. Новгород, НГТУ), в личном зачете - третьи места (2000, 2004, Новочеркасск), первое и второе (2004, Н. Новгород, НГТУ), третье (2005, Н. Новгород, НГТУ), 14 место (из 120) во Всероссийской олимпиаде (2000, Екатеринбург, УГУ).

Г.М. Соколов. Исследование точек подвижной плоскости по геометри-ческим признакам. ВИНИТИ. 1985. 34 с.

С.Ф. Киркин, Г.М. Соколов. Основы теории и расчета эксплуатационных параметров самоходных транспортных машин с воздушной разгрузкой. ВИНИТИ. 1987. 143 с.

Г.М. Соколов. Информационно-поисковая система «Прогнозирование и оценка обстановки для экстремальных ситуаций мирного и военного времени на территории Марийской АССР» для Минздрава МАССР. Йошкар-Ола. 1989. 220 с.

Г.М. Соколов. Движение лесовозного автопоезда на кривых. Теория. Расчет. Эксперимент. ВИНИТИ. 1998. 274 с.

Г.М. Соколов, C.А.Стариков. Анализ кинематических параметров лесовозного автопоезда при движении на кривых. Trans & MOTAUTO’05. Пловдив, Болгария, Октябрь 2005. С. 157-159.

Г.М. Соколов. Общая последняя теорема П. Ферма (элементарное доказательство). Йошкар-Ола. 2006. 36 с.

​​​​Закончил Московский государственный открытый педагогический университет​ им. М.А. Шо​лохова. Квалификация - преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин. Окончена аспирантура по специальности 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Преподавательская деятельность

​​Преподает дисциплины: "Отечественная история", "Политическая история России", "История мировых цивилизаций"

Общий стаж работы

​23 года

Стаж работы по специальности

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

​​2013 г. - Возможности и границы применения информационных технологий в управлении, РЭУ им. Г.В. Плеханова (16 часов);
2014 г. - Инновационные модели и методы обучения, РЭУ им. Г.В. Плеханова (24 часа)

2017 г. - Современные технологии и методы преподавания исторических дисциплин в высшем учебном заведении, РЭУ им. Г.В. Плеханова, (72 часа)

2017 г. - Разработка электронных образовательных ресурсов, РЭУ им. Г.В. Плеханова, (16 часов)

2018 г. - «Современные технологии и методы преподавания исторических дисциплин в ВУЗах», РЭУ им. Г.В. Плеханова, (72 часа)

2019 г. «Особенности инклюзивного образования», РЭУ им. Г.В. Плеханова, (16 часов)

Научные исследования

Область научных интересов:

Трансформационные процессы российской государственности и их влияние на социально-политическое развитие российского общества IX - XXI вв.

История Российского экономического университета им Г.В. Плеханова в контексте социально-политической истории России ХХ-ХХI вв., его становление и вклад в отечественную науку и российскую государственность.

История цивилизаций.

Политическая история.

Отечественная история: ее становление и развитие как науки.

Проблемы российского образования.

Участвовал в создании и редактировании книги по материалм воспоминаний старейших сотрудников РЭУ им. Г.В.Плеханова, принимал участие в международных научно-практических конференциях и круглых столах, посвященных проблемам =корпоративной культуры, истории РЭУ им. Г.В.Плеханова и роли известных личностей в его развитии.