Меню Рубрики

Бизнес для лингвиста: как открыть школу иностранных языков. Как открыть прибыльную языковую школу Как открыть языковой центр

Рынок обучения иностранным языкам в РФ развивается высокими темпами. В 2017 году его объем оценивался в 750 млн долларов. В 2018 году прирост составил порядка 15%. Причиной роста стала глобализация, которая делает необходимым знание иностранных языков.

Повышение спроса на услуги позволяет предпринимателю начать получать прибыль почти немедленно при создании своей лингвистической школы с нуля.

Анализ рынка и целевая аудитория

В 2019 году наблюдаются повышение туристического потока, всеобщая глобализация и укрепление деловых отношений между странами. 46% россиян задумываются о необходимости изучать иностранные языки.

Потенциальными клиентами движут разные цели:

  • 13% хотят просто отвечать требованиям времени;
  • 14% желают свободно чувствовать себя за границей;
  • 11% хотят изучать языки ради карьерного роста;
  • 9% намерены выучить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями;
  • 7-8% хотят производить покупки на зарубежных сайтах, смотреть фильмы и сериалы на языке оригинала, понимать инструкции к товарам.

В Министерстве образования идет активное обсуждение внедрения обязательного ЕГЭ по английскому к 2020-2022 гг. Если планы воплотятся в жизнь, спрос на услуги репетиторов и частных школ возрастет.

Обучение иностранному языку может быть ориентировано на любую возрастную группу. Чем больше охват, тем выше рентабельность. Предприниматель сам выбирает, с кем работать и в каком направлении продвигать бизнес. В качестве потенциальных клиентов бизнесмену лучше рассматривать людей среднего достатка.

В отрасли высокая конкуренция. Люди предпочитают заниматься с преподавателями, которые успели сформировать положительную репутацию и собрать резюме.

Описание товаров и услуг

Школа может оказывать услуги по преподаванию одного или нескольких языков для учеников с разным уровнем подготовки. Завершив базовые курсы, ученики перейдут на более сложный уровень. Занятия можно проводить в таких формах:

  • экспресс-обучение студентов, имеющих базовый уровень подготовки;
  • комплексное обучение с нуля;
  • подготовка к международным экзаменам.


Продолжительность одного курса - 4-8 месяцев. В группу принимают чётное количество студентов. При обучении практикуются ведение диалогов, ситуационные игры и парное общение. Группы могут быть утренние, дневные, вечерние или проходящие обучение по выходным. Бизнес имеет относительную сезонность. Летом наблюдается снижение клиентов. К осени количество учеников растет.

Что нужно для открытия школы иностранных языков?

Создание языковой школы с нуля происходит по этапам:

  1. Официальное оформление бизнеса. Предприниматель встаёт на учёт в ФНС, готовит документацию, оформляет лицензию (если она нужна).
  2. Поиск помещения. Недвижимость можно взять в аренду или купить. Площадь должна позволять разместить несколько кабинетов для занятий и приемную.
  3. Покупка материалов для занятий. В первую очередь потребуются учебники и обучающие пособия. Кабинеты нужно оборудовать мебелью, спецтехникой, телевизорами и электронным оборудованием для интерактивных занятий.
  4. Наём персонала. От преподавателей во многом зависит успех школы иностранных языков.
  5. Рекламная кампания. Без продвижения бизнес не начнёт приносить прибыль.

Лицензирование

Составляя бизнес план школы иностранных языков, предприниматель должен выбрать организационную форму. Если гражданин зарегистрируется в качестве ИП, потребность в получении лицензии отпадет. Однако школа не сможет дать клиентам никаких документов, подтверждающих факт завершения обучения.

Если планируете предоставлять подтверждающие документы, придётся получать лицензию. Документ выдаёт местный отдел образования. Выпускники школы будут получать аттестаты или сертификаты государственного образца. Наличие документа будет дополнительным плюсом, если человек планирует получить определенную должность.

Эксперты советуют начать работу в форме негосударственного образовательного учреждения (НОУ).

Перед открытием нужно подготовить пакет документации. Чтобы лицензию дали, потребуются такие бумаги:

  • заявление;
  • документация, подтверждающая факт наличия программы обучения;
  • правоустанавливающие документы на помещение или договор аренды;
  • заключения СЭС и пожарной инспекции;
  • справка, подтверждающая наличие материально-технического оснащения.

Лицензия не имеет срока давности.

Программа обучения

Разрабатывая бизнес план языковой школы, владелец бизнеса должен составить программу обучения, на основании которой учителя начнут работу со студентами. В 2019 году выделяют несколько видов программ:

  1. Классическая. Универсальная программа, присутствующая в большинстве школ.
  2. Академическая. Подходит лицам, планирующим учиться за рубежом. Студенты смогут изучить тонкости иностранного языка, познакомиться с профессиональной терминологией.
  3. Интенсивная. Количество уроков и нагрузка значительно выше.
  4. Спортивные. Позволяет совместить обучение языку с дополнительными занятиями. Подходит детям. Требуется наличие элементарных языковых навыков и физической подготовки.
  5. Дополнительная. Предполагает совмещение изучения языка с творчеством.

Преподаватели и другие сотрудники

Успех языковой школы зависит от качества преподавания. Найти хороших учителей проще всего по следующим языкам:

  • английскому;
  • итальянскому;
  • испанскому;
  • немецкому;
  • французскому.

Важно отталкиваться от целевой аудитории. Для обучения детей и подростков лучше пригласить учителей, которые имеют педагогическое образование. Они смогут заинтересовать несовершеннолетних учеников, помогут закрепить новые знания.

Если речь о преподавании делового иностранного языка, лучше нанять преподавателей из числа людей, живших несколько лет за границей.

Если собираетесь открыть небольшую школу, которая будет специализироваться на одном направлении, потребуется следующий персонал:

  • два преподавателя;
  • администратор;
  • управляющий;
  • бухгалтер;
  • уборщица.

Преподаватели должны иметь высшее профильное образование и опыт проведения уроков. Преимущество даёт наличие собственных наработок. Уровень владения языком должен быть идеальным.

Помещение

Лучше размещать языковую школу в центре города или на улицах с высокой проходимостью. Предстоит взять в аренду офисное помещение. Его площадь должна составлять минимум 50 кв. м.

Ремонт обычно не требуется, однако важно отделать помещение под школу. Предстоит разместить доску, карту мира на иностранном языке, рамки с сертификатами и лицензиями, а также учебные плакаты.

Лучше взять в аренду помещение с отдельным входом. Это позволит проводить занятия даже в позднее время, когда обычные офисные здания закрыты. Помещение должно соответствовать пожарным и санитарным нормам - в частности, должна быть уборная.

Оборудование и инвентарь

Предприниматель должен приобрести обучающие пособия и наглядные материалы. В каждый класс предстоит закупить:

  • столы и стулья;
  • доску;
  • компьютер и проектор;
  • методические материалы.

Одно из помещений нужно оборудовать кулером, чайником, термопотом и небольшим диваном. Здесь ученики будут дожидаться занятий. Если планируете открыть большую языковую школу, где в разных классах обучение проводится параллельно, потребуется отдельное помещение для преподавателей, где они могли бы подготовиться к следующей группе и перекусить. В маленьких школах учителя смогут воспользоваться общей комнатой отдыха.

Можно сэкономить, взяв в аренду помещение, где ранее проводились тренинги или обучающие занятия. В таких кабинетах уже есть нужное оборудование. Однако аренда подобных студий почасовая, поэтому у преподавателей, увы, комфортно работать не получится.

План маркетинга

  • персональный сайт;
  • взаимодействие с ВУЗами, школами и колледжами за проценты;
  • покупка контекстной рекламы и продвижение в поисковой выдаче;
  • ведение групп в соцсетях;
  • обмен визитками и раздача флаеров.

Финансовый план: рентабельность и окупаемость

Больше всего денег придётся потратить на:

  • оформление лицензии;
  • приобретение мебели и оборудования;
  • зарплату преподавателям;
  • рекламную кампанию.
В среднем, на запуск небольшой языковой школы уходит 600 000 руб.

Цена 1 занятия составляет 500 - 1500 руб. Если речь идёт об индивидуальных уроках, стоимость возрастает до 1000 - 2000 руб. Если присутствует трое преподавателей, за день можно зарабатывать порядка 15000 руб. Чтобы обучение было эффективным, в неделю нужно проводить 3 - 4 урока.

Значит, размер ежемесячной прибыли составит порядка 300 000 руб.

Позже можно начать оказывать дополнительные услуги - например, заняться переводами и написанием докладов под заказ, начать готовить студентов к международным экзаменам (если есть лицензия на это). При маркетинг будет успешным, через 3-6 месяцев можно выйти на прибыль в 500 000 руб.

Перспективы бизнеса и факторы риска

Сейчас наблюдается увеличение доли онлайн-образования. Россия занимает пятое место в мире по темпам роста в этой сфере - и цифра будет расти. Эксперты прогнозируют, что прирост составит 5-10% в год. Прибыль принесет разработка платформы, позволяющей заниматься удалённо. Можно совмещать онлайн-обучение с классической школой или вести отдельно.

Открывая языковую школу с нуля, предприниматель сталкивается с такими рисками:

  1. Сезонность. Летом - спад спроса на образовательные услуги. Нивелировать риск удастся путем разработки грамотной маркетинговой стратегии, эффективной рекламной политики.
  2. Повышение стоимости аренды. Предпринимателю лучше заключать долгосрочные договора.
  3. Низкий объем продаж. Это, как правило - следствие пассивности при рекламе.
  4. Нехватка специалистов. Снизить риск можно, привлекая сотрудников других школ и делая предложения о совмещении работы, взаимодействие с ВУЗами, готовящими переводчиков и преподавателей иностранного языка.
  5. Репутационные потери из-за жалоб на качество обучения. Важно контролировать работу преподавателей, получать обратную связь от клиентов и проводить корректирующие мероприятия.

Успех языковой школы складывается из 2 компонентов: преподавательского состава и программы обучения. Рекламная кампания тоже важна. Придётся ежемесячно выделять 50000-100000 руб. на продвижение бизнеса. Преподаватели также не должны стоять на месте. Нужно периодически отправлять их на курсы повышения квалификации, организовывать для них поездки в другие страны, где учителя смогут получать новый опыт при общении с носителями языка.

Знание иностранного языка – это ключ к получению престижной работы за границей, поэтому школа английского языка является достаточно перспективной бизнес-идеей. Эту задумку можно смело воплощать в жизнь, поскольку такие услуги пользуются большим спросом, даже в период экономического . Соответственно, школа английского языка будет приносить вам ежемесячно стабильный высокий доход.

Регистрация бизнеса

Перед тем как открыть школу английского языка, необходимо выбрать правовую форму. Начинающие бизнесмены обычно регистрируют индивидуального предпринимателя. Они могут нанимать персонал и проводить обучение студентов, но выдавать сертификаты ИП не имеют права. В трудовой книжке будет записано не преподаватель, а специалист по иностранным языкам.
Если вы имеете на руках небольшой стартовый капитал и уверены в своих силах, можно зарегистрировать фирму. В этом деле намного больше различных нюансов, но в таком случае ваша школа будет иметь определенный статус и сможет выдавать полноценные сертификаты. После этого следует зарегистрироваться в налоговой инспекции. Этот процесс занимается 5–20 дней.

Чтобы заниматься образовательной деятельностью, необходимо получить лицензию в территориальных органах образования. Для этого нужно представить информацию о помещении и уровне квалификации преподавателей.

Выбираем помещение

Центр изучения иностранных языков лучше открыть возле учебных заведений либо неподалеку от торгового центра.

Не стоит размещать школу в спальном районе, поскольку в таком месте вы не сможете найти достаточное количество клиентов. Также обратите внимание на то, чтобы рядом не было подобных учебных заведений, которые могут уводить у вас студентов.

Оборудование и мебель

Составляя бизнес план по открытию английской школы, не забудьте включить расходы на приобретение мебели и оборудования.

Особые требования к оснащению помещения не предъявляются, поскольку изучать языки можно в любом месте. Но чтобы создать имидж, необходимо приобрести стильную мебель, а также методические пособия, которые вам понадобятся в первую очередь.

В каждую аудиторию нужно купить медиаматериалы – видео и аудиозаписи, а также различные интерактивные программы. Поскольку технический прогресс не стоит на месте, в школу необходимо закупить несколько ноутбуков, чтобы предлагать студентам новые методы обучения.

Когда бизнес начнет расширяться и приносить прибыль, можно приобрести проекторы и интерактивные экраны.

Преподаватели

Теперь вы знаете, как открыть частную школу по изучению иностранных языков. Пришло время поговорить о том, как найти для нее хороших преподавателей. Успешность вашего бизнеса на 95% зависит от работы учителей. Но чтобы найти высококвалифицированных педагогов, придется потратить немало времени, поскольку хорошие специалисты всегда востребованы и они не спешат покидать насиженные места.

Если вы хотите открыть школу английского языка для детей, пригласите педагогов, которые работали со школьниками. Они должны уметь заинтересовать детей и привлечь их внимание. Для студентов и взрослых людей лучше пригласите преподавателей, которые являются носителями английского языка.

Реклама

Как и любой другой бизнес, языковая школа нуждается в рекламе. Лучше всего проводить маркетинговые мероприятия в глобальной сети. Закажите специалистам разработку собственного веб-сайта. На нем можно выложить информацию о преподавателях, методах обучения, а также преимуществах вашей школы. Рекламу можно разместить на форумах, в социальных сетях или на других тематических сайтах.

Стандартные рекламные инструменты это:

  • Радио;
  • Телевидение;
  • Рекламные листовки;
  • Рекламные баннеры и плакаты.

Придумывайте всевозможные рекламные акции. Например, за то, что студент приведет друга, ему можно сделать 30%-ю скидку на обучение. В этом виде бизнеса поток клиентов необходимо постоянно стимулировать рекламой, поэтому желательно нанять для этих целей опытного специалиста.

Выбор методики обучения

Начинающие предприниматели, которых интересует, что нужно для открытия частной школы, иногда выпускают из вида выбор обучающей программы.

Этот вопрос можно решить тремя способами:

  1. Стандартные программы;
  2. Программы, созданные преподавателями;
  3. Сотрудничество с крупными компаниями (покупка франшизы).

Каждый из предложенных вариантов имеет свои достоинства:

  • Стандартные программы радуют оперативностью организации и простотой.
  • Программы обучения, разработанные сотрудниками, могут быть достаточно эффективными. К тому же такую систему обучения не сможет предложить ни одна школа иностранных языков.
  • Третий вариант обеспечивает вам покровительство опытного гиганта, который окажет необходимую помощь и даст дельный совет. Но вы будете вести бизнес по его условиям, поэтому такой вариант подходит не всем.

Детские программы

Разработке обучающих программ для детей следует уделять особое внимание. Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребенок получил качественные знания в раннем возрасте, поэтому детские обучающие программы всегда пользуются большим спросом. Преподаватели должны использовать на уроках игровые элементы, например, лепку или рисование. Кроме того, можно подключить к учебному процессу подвижные игры или мягкие игрушки.

Малыши любят учить различные песенки и стишки. Они их поют и рассказывают своим друзьям и родителям. На праздники можно ставить театрализованные представления на иностранном языке.

Расходы

Чтобы открыть школу иностранных языков вам придется выделить деньги на:

  • Аренду помещения;
  • Зарплату персоналу;
  • Оборудование;
  • Уборку;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Оплату коммунальных услуг;
  • Другие мелкие расходы.

На все это придется выложить примерно 600 тыс. рублей.

Прибыль и рентабельность

В среднем доход от школы по изучению иностранных языков составляет 30-60 тыс. рублей в месяц. Крупные компании получают более приличную прибыль. Рентабельность такого бизнеса достаточно низкая. Она составляет всего лишь 8%.

Чтобы открыть небольшую школу, понадобится примерно 100 тыс. рублей. Некоторые бизнесмены вкладывают в такие учебные заведения миллионы. Все зависит от финансовых возможностей владельца.

Выводы

Со школы английского языка можно получать неплохую прибыль. Несмотря на то что в этой сфере существует большая конкуренция, данный бизнес остается доходным, поскольку спрос на языковые услуги постоянно растет.

Текст Мария Овсеец

Фото Инна Птицына

Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания

»

Поиски себя

До рождения сына я работала в международной логистике - занималась таможенным оформлением, международными перевозками и декларированием товаров. В феврале прошлого года должна была выйти из декрета, но возвращаться в эту область совсем не хотелось. Я не замужем, воспитываю сына, отец моего ребенка помогает нам, но этого мало, поэтому поиск новой работы был необходимостью.

Я мечтала о такой занятости, которая позволит мне проводить больше времени с сыном, и стала искать работу в интернет-проектах, где все организовано удаленно. Мне очень хотелось попасть в команду издательства «Манн, Иванов и Фербер». У них в то время как раз была открыта вакансия копирайтера, однако с условием - собственный книжный блог. Его я и стала вести в Instagram, и именно этот блог в дальнейшем стал хорошей почвой для старта бизнеса.

К слову, на работу в МИФ меня так и не взяли, так же как и в другие интернет-проекты. Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания. Поэтому на тот момент я оставила попытки найти какую-то работу.

Решение открыть школу иностранных языков

Изучать французский я начала случайно шесть лет назад. В очередной раз записалась на английский язык, пришла на курсы, а преподаватель на первом занятии заговорила по-французски. Как оказалось, английский снова перенесли. Преподаватель предложила остаться с ними, и в итоге я еще два года проходила в эту школу, а про английский вообще забыла. Так я дошла до среднего уровня в изучении французского языка.

Мой книжный блог в Instagram тем временем перерастал во что-то большее, становился более личным. Тогда как раз пошла волна личных проектов, все в сети стали рассказывать о себе, продвигать личные истории. И я подумала: почему бы мне не сделать свой курс по французскому? Мне хотелось нести этот язык в массы, собрать группу тех, кто тоже интересуется французским языком, и вместе заниматься.

Это было примерно в начале августа 2017 года. Я сразу же записалась на курс «Как продать свой курс» и через неделю поняла, что мне как преподавателю не хватает знаний. То есть вариант был такой: я сейчас останавливаюсь, беру полгода на то, чтобы подтянуть язык, а потом уже занимаюсь курсом. При этом я понимала, что уроки-то я напишу, но при этом мне все равно понадобится помощь, чтобы проверять задания. И тут возник вопрос, а вместе с ним и идея: а почему преподавать должна я сама и почему бы не создать школу французского с другими преподавателями.

На следующий день я написала об этом в блоге -на тот момент у меня было уже около 11 000 подписчиков. Люди откликнулись, стали писать: молодец, хорошая идея, продолжай в том же духе. Это меня очень воодушевило. На тот же пост откликнулись два преподавателя, которые и стали у меня работать.


Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве

»

Как все устроено: команда

Я не преподаю французский в своей школе. Мой уровень языка - всего В1, что совсем не дотягивает до преподавания. Люди думают, что у меня суперкрутой уровень и я учу в своей школе сама. А потом я показываю в Instagram Stories собственные занятия, и люди недоумевают и пишут мне в личку: «А как, а что, а вы, а не?.. Да как же так, а я думала...» Как хорошо сказала моя знакомая: «Венеролог разве должен переболеть всеми болезнями?»

Я запустила проект и стала заниматься в нем всем, кроме преподавания. Потому что для этого есть квалифицированные преподаватели. Каждый делает свое дело и не лезет в чужое. Мое - продвижение и маркетинг, налаживание связей и много всего другого. У преподавателей - как раз обучение. Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве. Я, как дон Аль Капоне, наблюдаю за своей территорией с позиции шефа.

Мне довольно легко удалось найти преподавателей. Люди, которые хотели со мной сотрудничать, написали мне сами. Преподаватели умеют учить языку, но не умеют и зачастую не хотят продавать свои услуги. Поэтому они пришли ко мне. Готовят курсы, занимаются с учениками, а мое дело - приводить клиентов и развивать школу.

За первые два месяца преподаватели заработали в четыре раза больше, чем я

»

Как все устроено: курсы

У нас есть разные программы курсов. Но кроме самих программ, важна и методика преподавания. Это то, на проработку чего при запуске проекта ушло немало времени, и то, что требует постоянной работы, анализа и корректировки.

Человеку нужно постоянное общение. Не всем помогает полное погружение в среду. Например, когда человек переезжает жить за границу, он боится разговаривать с местными и может разве что в булочной пальцем ткнуть, намеренно не используя язык из-за страха. Мы же в своей школе заставляем людей разговаривать, реально заставляем. У меня на сайте написано, что они должны выходить из зоны комфорта. Наша задача - не только научить правилам, но и снять языковой барьер, а также объяснить человеку, как изучать язык вне уроков.

Очень важно постоянно тренировать мозг, то есть делать не то, что ты делал всегда, а переводить свою жизнь на французский язык, причем сразу, даже если ты ничего не понимаешь. Песни на французском слушать, переводить, подпевать.


Я снизила преподавателям процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится

»

Деньги

Начать было не страшно, потому что я не смотрела на это как на бизнес, ничего в этом не понимала, да и вообще не думала, как начать. Если мне какая-то идея приходит, я ее сразу запускаю. То есть у меня такой подход в жизни - разберусь потом, а сейчас нужно начинать и не раздумывать, иначе энергия уйдет и я этот проект либо не начну, либо он не будет иметь такого вовлечения. Обычно так и происходит.

В общем, начинать нужно было быстро. Мой бизнес был запущен на собственные сбережения, естественно, минимальные. Я вложила первоначальный бюджет в покупку домена для сайта, хостинга, настройку образовательной платформы, но все это были какие-то небольшие суммы. Самым большим моим вложением был курс «Путь Мечты» .


Помощников у меня не было, я все делала сама, с учителями договаривалась на процент. Естественно, у меня не было опыта, я не знала, какой процент обычно берут преподаватели, как с ними договариваться. В итоге за первые два месяца сотрудники заработали в четыре раза больше, чем я. Потом уже я пересмотрела все их ставки. В частности, когда мы на «Пути Мечты» проходили уроки по оплате работы команды, я со всем этим постепенно разбиралась.

У нас продаж было достаточно много по сравнению с тем, как преподаватели могли это сами продать. Например, у одной из них своих было три продажи, а я сделала на первый поток 14 учеников из своего блога. Тогда я приняла решение понизить процент, который получали преподаватели. Мы не ругались, я просто объяснила ситуацию: мы развиваемся, маркетинг требует вложений, а если я буду их делать со своей личной прибыли, тогда работать получится только в ноль и у меня не будет совершенно никакого интереса заниматься школой. У меня нет официальной работы, то есть нет финансовой базы, поддержки, которая бы позволила легче относиться к ситуации, потому что, когда есть работа, понимаешь: если что-то не получается, все равно остается зарплата. У меня же зарплаты нет.

Учителя поняли, что выбора не так много: либо они занимаются набором учеников самостоятельно, либо соглашаются работать у меня, но за меньший процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится.


В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова

»

Чем я занимаюсь в проекте

Долгое время мне приходилось делать самой все, что только можно. Если с преподавателями все складывалось хорошо, то с другими специалистами все получалось иначе. Например, мне нужно было соединить домен с хостингом. Нашла человека на fl.ru , заплатила ему, а он просто пропал. Другой должен быть настроить платформу для ведения курсов - и снова пропал. В итоге каждый раз я все делала сама, приходилось разбираться в технических тонкостях.

Все это привело к тому, что французским языком я не занималась практически совсем, потому что у меня не было на него времени. Я стала маркетологом, организатором, техническим специалистом, бизнесменом - кем угодно, кроме человека, который делает что-то для души. И у меня даже был переломный момент в плане отношения к делу, потому что пропала доля заинтересованности в саморазвитии. Изначально ведь у меня была цель какая? И свой уровень знания языка подтянуть, и другим людям, которые интересуются французским, помочь. А получилось, что я должна разбираться в маркетинге, финансовом учете, технической базе.

На курсе «Путь Мечты» мы изучали, как правильно строить команду, как делегировать и, что самое главное, как оставаться верной себе. Это очень помогло. Сейчас я стараюсь вернуть проект в то русло, когда я веду его так, как мне нравится, а не только думаю о маркетинге и продажах. Я заметила, что, когда я вернулась к этой позиции - когда я все делаю так, как мне нравится, мы получаем результат лучше, в том числе и финансовый.


Курс «Путь Мечты»

Спустя два месяца после открытия бизнеса мне на почту пришло письмо о запуске курса «Путь Мечты» . Я сразу же на него записалась: во-первых, доверяю создателю курса Галие Бердниковой , во-вторых, мне было просто необходимо разобраться в тонкостях бизнеса. А то, что в программе внимание уделено не только бизнесу, но и жизни в целом, подкупило еще больше - я очень люблю изучать что-то новое.

Все уроки и задания были интересные. Самое крутое для меня пошло, когда мы начали говорить про бизнес, потому что в той сфере у меня никакого опыта не было. За последнее время максимально полезным уроком был анализ точек касания, когда ты по определенному алгоритму прорабатываешь точки взаимодействия с клиентами, а потом просишь сделать то же самое других. Я получила очень хорошую обратную связь, и на ее основе мы ввели много улучшений и изменений в школе.

Благодаря курсу я узнала новое о том, как общаться с людьми, как улучшить техническую базу и сделать так, чтобы потенциальному ученику было легче ориентироваться на сайте и в соцсетях. На самом деле знаний было много, все это в комплексе привело к тому, что школа стала приносить прибыль. Если до курса чистая прибыль была отрицательной, я только вкладывала, то теперь чистая прибыль - 35 000 рублей, оборот - 190 000 рублей.

Найм команды

В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова - проект требовал много времени и сил, а количество задач только увеличивалось. И как раз в тот момент мне написала девушка, которая окончила курсы, где обучают личных помощников, и предложила свои услуги. Это еще один плюс открытости деятельности. Когда ты все рассказываешь в соцсетях - нужные люди находят тебя сами.

Она взяла на себя всю работу по ведению сайта на конструкторе, администрирование образовательной платформы и рассылку. А у меня появилось время на стратегическое планирование. Найм помощницы - очень верное решение.

Многие начинающие предприниматели боятся нанимать сотрудников - нет денег, нечем платить… Но на самом деле все это лишь в нашей голове, это ограничения, которые мы сами себе ставим. Конечно, мне тоже иногда страшно нанимать людей. Так было с маркетологом - думала, как я буду платить? Когда на курсе «Путь Мечты» мы прошли уроки о том, как нанимать команду и как рассчитывать зарплату, у меня сформировалось понимание, что есть разные формы расчета зарплаты, для каждого вида деятельности - свой вариант.

Для того чтобы получить результат, который я хочу, я немножечко себя перестроила - стала прокачивать в себе управленческие навыки. Уроки по делегированию, которые были у нас на курсе, добавили мотивации и вдохновения, помогли увидеть, как делегирование лучше организовать. Но главное, я перестала бояться говорить человеку, что он должен делать.


Instagram

Времени на ведение соцсетей требуется много. Сейчас я веду два аккаунта: я взяла Instagram школы плюс веду свой . В день это занимает часа два с половиной. Это работа, но она мне нравится. Для меня Instagram всегда был местом, где я реализую свой творческий потенциал: сделать фотографию, собрать ленту, чтобы это было более-менее красиво.

Много времени занимают тексты. Я заметила за собой такую вещь: если я начинаю текст за собой проверять, он перестает мне нравиться. Поэтому теперь я проверяю только ошибки. То есть я не проверяю, как написано, потому что тогда мне вдруг начинает не нравиться, как предложение построено, или еще что-то - и тогда я не могу писать от души. А почему люди так откликаются на мои тексты? Потому что я пишу от души. Я пишу личную историю - со всеми ее проблемами. Я делюсь проблемами в бизнесе, делюсь тем, что мне не удается, - параллельно с тем, что, наоборот, удается. Пытаюсь подсказать на своем опыте, как продуктивно организовать работу. И очень много приходит комментариев в личку: спасибо, ваш блог очень мотивирует, вы меня наконец-то сподвигли на то, чтобы что-то изменить в своей жизни.



Страхи

Мне в личку приходит очень много вопросов «А как вы это сделали?». Как не побоялись написать в МИФ, что хотите брать у них книги на рецензию, когда в блоге было всего 500 подписчиков, а по требованиям надо было 5 000? Как не побоялись на всеобщее обозрение выложить пост, что хотите открыть свою школу? Как не побоялись открыть дело и развивать его у всех на глазах?

Тут надо смотреть на каждую конкретную ситуацию. Есть страхи, которые вообще не имеют под собой никакой основы. Бояться написать в МИФ? Ну что может случиться? Максимум тебе откажут, но голову же не оторвут. А каждое такое письмо поможет тебе продвинуться вперед, сделать шаг и дальше о себе заявить. Первый шаг - самый важный. А многие просто боятся взять и отправить это письмо, потому что боятся отказов. От этого надо избавляться.

В прошлом году я прошла практику, которая называется «100 писем с отказами». Это когда ты обращаешься, например, в поисках работы в те места, где тебя, как тебе кажется, точно не возьмут. Но не факт. И чем больше ты делаешь таких шагов, тем, во-первых, тебе становится легче, страх уходит, и, во-вторых, тем больше контактов ты нарабатываешь. Вот пример в цифрах. Я написала 15 писем. Двое мне не ответили, тринадцать согласились. У меня не было ни одного отказа по тем вопросам, которые я хотела решить за счет партнерства с другими людьми.

Но есть и другие страхи, конечно. Более серьезные, сковывающие. Например, меня очень волновал вопрос финансов: я боялась, что мы не окупимся, что-то не продадим. Бывало, что эти страхи прямо накатывали под вечер. И трудно было двигаться дальше, потому что они у тебя начинают скапливаться в голове и энергия пропадает.

Когда такое происходит, я делаю так: выключаю компьютер, иду на диван и читаю книжку, стараясь не думать о страхах, чтобы они не расширялись. На следующий день расскажу кому-то из своего окружения, и они обязательно меня поддержат.


Поддержка и окружение

Очень важно иметь такое окружение, которое с тобой на одной волне. У меня, например, нет поддержки в семье. Мои родители очень консервативные, для них мое занятие - в ущерб ребенку: ты его не кормишь, времени на него не тратишь. Хотя, конечно, трачу. Но я считаю, что ребенку нужна счастливая мама, тогда будут счастливы и остальные члены семьи. А если она загнана домашними заботами, неухожена, с пучком на голове котлеты жарит - какой она пример подает своей семье? Она несчастлива, муж несчастлив, ребенок видит, что в доме не все хорошо.

В общем, мои родители моих идей не понимают совершенно. Пытаться их переубедить и искать поддержку у них - лишняя трата энергетических ресурсов. Поэтому я ищу поддержку в других местах: в Instagram, у всех тех людей, с которыми я познакомилась в сети, кто давно наблюдает за мной, за моим развитием.

Если у вас нет людей, которые с вами на одной волне, то вы точно найдете их на курсе «Путь Мечты» - там девушки с такими же целями и проблемами, что и вы.


Интервью. Основатель школы французского языка CoCoÉcole Ксения Вавилова и главный редактор сайт Мария Овсеец

Просто начните делать! И не бойтесь об этом рассказывать в соцсетях. Когда ты начинаешь что-то делать и делишься этим, приходит неожиданно много людей, которые помогают, причем бесплатно. Мне, например, помогают мои друзья, которые оказались вовсе не книжными блогерами, а бизнесменами. И пока я об этом не заявила, я и не знала об этой части их жизни.

Занимайтесь тем, что нравится. Это действительно важно. Нужно прямо составить список. Это было в курсе «Путь Мечты», и это реально работает. Прямо берешь и пишешь: что тебе не нравится и отнимает твою энергию, а что тебя вдохновляет и прибавляет энергию. И начинаешь свой день с того, что добавляет тебе энергии. Тогда и сил на свершения будет гораздо больше!

Татьяна Лепассар , специально для Executive . ru

В 2016 году на долю платных услуг (транспорта, связи, медицины и образования) приходилось 2/3 добавленной стоимости ВВП. Рост доли платных услуг в структуре добавленной стоимости ВВП России стабильно рос в соответствии с общемировой тенденцией. Важно, что в условиях продолжающейся рецессии 2017 года и на фоне падения спроса на товары длительного пользования прогноз развития отрасли к 2018 году в целом положительный.

Что является драйвером спроса, какие точки роста у компании, которая предоставляет платные образовательные услуги в условиях новой экономической реальности и о новых тенденциях в обучении – рассказывает Анна Беркович , владелец и директор сети школ иностранных языков Alibra School .

Английский за 5-8 месяцев

Татьяна Лепассар: Ваша компания работает на рынке 17 лет и вас уже можно назвать экспертами. Какие тенденции характерны для рынка в последние несколько лет?

Анна Беркович: Среди тенденций, характерных для рынка платных образовательных услуг, я бы выделила растущий интерес к так называемому «смешанному обучению» - blended learning. Новая экономическая реальность требует от людей гибкости: в планировании жизни, в обучении, в путешествиях, - во всем! Быстрота и эффективность, главные тенденции времени, отражают суть нашего продукта: мы предлагаем интенсивное обучение английскому языку за 5 месяцев.

Формат Alibra blended learning больше всего похож на модель Face­ to ­Face Driver: то есть основной материал дается на очных занятиях, а электронные сервисы используются для закрепления и углубления знаний. Работаем по собственной уникальной методике. Благодаря ей нам удалось сократить срок обучения с 2-3 лет до 5-8 месяцев. За этот период наши студенты выходят на уровень «выше среднего» и успешно сдают кембриджские экзамены в четыре раза быстрее, чем студенты других школ.

Еще одна тенденция в том, что сегодня обучающие курсы становятся не только местом для учебы, но и настоящим сообществом по интересам.

Т. Л.: Чем ваша школа отличается от других?

А. Б.: У нас есть ноу-хау – уникальная методика быстрого обучения, без зубрежки и скучного заучивания правил. Грамматические правила даются в простых и понятных схемах, что облегчает создание целостной структуры языка. В сознании учащихся формируемся своеобразная языковая матрица, близкая к алгоритмам мышления носителей.

Изучение лексики – самая сложная и трудоемкая задача - решается при помощи прямого ассоциирования. Она работает так: учим человека запоминать не механический перевод, а образ слова. Это очень легко сделать с помощью картинки, либо с помощью ассоциации, либо с помощью контекста.

Для поддержки памяти используется метод 7-кратного повторения, но не обычный, а «умный». Для этого мы разработали мобильные приложения. Сейчас их уже четыре. Три по английскому – это 6000 слов от нуля до уровня Advanced и одно по немецкому языку. Приложения сами рассчитывают дни повторений и присылают напоминания в нужный момент. Остается только потратить 5-10 минут на повторение.

Кроме того, мы создали интерактивную платформу для обучения Alibra Online – с ней наши студенты могут заниматься английским где и когда хотят. Онлайн-курс может приобрести и любой желающий. Все это – наши авторские разработки. Ими пользуются уже больше 85 тысяч человек.

В 2000 году мы собрали сильную команду методистов и преподавателей, которые создали эту методику. В том же году мы начали сотрудничество с Кембриджским университетом и официально аккредитованы им.

Наши школы расположены рядом с метро. Все они хорошо оборудованы, комфортабельны и в них приятно учиться во всех смыслах этого слова. У нас «пунктик» на работе с персоналом и улучшении качества сервиса и необыкновенная дружественная атмосфера, это для нас не клеше, а реальность, уж простите за пафос.

Спрос на иностранные языки растет

Т. Л.: Как вы в целом охарактеризуете спрос в этой сфере?

А. Б.: Мы постоянно анализируем обратную связь от наших постоянных клиентов. Хотим получить оценку качества наших услуг, выявить спрос и категорировать его. При ответе на вопрос, какой бы иностранный они хотели выучить, около 77% ответили, что хотят выучить английский язык, 12% – немецкий, 8% - французский и итальянский. Остальные запросы приходятся на китайский и другие языки.

При этом 46% из тех, кто не владеет иностранными языками, хотели бы получить эти знания. По прогнозам в 2017–2021 гг. «цифровая» часть рынка обещает расти в среднем на 23,36% в год - быстрее отрасли в целом (по данным EduMarket)

Традиционно стабильный спрос на детские программы. Родители готовы вкладывать большие деньги в развитие своих детей на фоне консервативного государственного образования. И по нашим представлениям это направление будет в меньшей степени уходить в онлайн. С детьми есть довольно большая проблема для онлайн-сервисов - детей нельзя долго удержать за компьютером. Поэтому в этом сегменте мы тоже предпочитаем классический подход. Наши курсы разработаны с использованием Кембриджской методики обучения детей английскому языку и учетом возрастных особенностей маленьких студентов.

Т. Л.: Сейчас на рынке уже много крупных игроков, есть ли шанс подняться у еще одной новой школы?

А. Б.: Конкуренция высокая. Есть крупные солидные школы с хорошей репутацией, которые играют ведущие роли на рынке, есть мелкие компании, работающие на определенный регион. Частные преподаватели, репетиторы по-прежнему востребованы. Но и спрос на обучение языкам тоже высокий. Людям нужны языки, причем нужны не для галочки, а реально – для работы, для общения в путешествиях. Во-первых, все крупные компании требуют от соискателей хорошего английского, и международные сертификаты, чего, к слову, пока не могут дать онлайн-курсы по изучению языков. Во-вторых, иностранный скоро станет обязательным предметом в ЕГЭ. Так что шанс, безусловно, есть.

Если брать мировой контекст, то по темпам роста изучения иностранных языков Россия занимает 10 место. Среди лидеров находятся Китай, Румыния, Украина и Малайзия. При этом Индекс EF2013, разработанный международным образовательным центром, определяет Россию как страну с низким уровнем знания иностранных языков. Мы связываем это с тем, что школьная программа и программа вузов до сих пор является устаревшей и фрагментарной.

В этих факторах - главные точки роста у тех, кто решил открыть бизнес в сфере платных образовательных услуг.

Как создать успешный бизнес в сфере иностранных языков

Т. Л.: Есть ли «подводные камни», на которые следует обратить внимание тем, кто хочет начать бизнес в этой сфере?

А. Б.: Самое главное – это отслеживать качество оказываемых услуг, т.е. качество преподавания. Это то, зачем к вам придут клиенты. Нужен сильный преподавательский состав, хорошая методическая база, продуманные программы. Если слушатели не видят результатов, не чувствуют прогресса, они уйдут, какие бы шикарные условия вы им не предложили.

Второе – это уровень сервиса. У нас 60% продаж обеспечивают именно лояльные клиенты. Изучение языков – это очень хорошая область для повторных продаж. Мало кто останавливается на одном курсе. Люди совершенствуют свои знания или начинают изучать второй или третий язык, посещают разговорные клубы.

И третий пункт – это соответствие требованиям времени. Онлайн-курсы, обучающие приложения, платформы – все это появилось сравнительно недавно, но все лидеры рынка быстро внедрили эти новшества.

В менеджменте нужно сфокусироваться маркетинге – это однозначно, заниматься вопросами операционной эффективности и делать это каждый день. Нанимать людей, которые умеют это делать, привлекать консультантов. Об этом часто пишут, но редко кто может реально воплотить это в жизнь.

Т. Л.: А что делать тем, кто не сможет это все организовать?

А. Б.: (смеется) Покупать у нас франшизу! Работать под известным брендом всегда легче, чем начинать с нуля.

Т. Л.: В чем преимущества франшизы вашей языковой школы?

А. Б.: Во-первых, ALIBRA - это яркий бренд с четкими конкурентными преимуществами и внятной стратегией, с ним вам не страшна конкуренция. Во-вторых, - это небольшой объем капиталовложений; в-третьих, - быстрая окупаемость.

Для старта проекта потребуется помещение общей площадью от 100 кв. м. Целевая аудитория – население города в возрасте от 16 до 45 лет, семьи со средним доходом.

Объем первоначальных инвестиций составляет от 1,3 млн руб.. Совокупная чистая прибыль за первый год составит от 2,5 млн руб., а рентабельность продаж – 15%. При достижении плановых показателей, первоначальные инвестиции окупятся через 5 месяцев работы.

Сеть школ иностранных языков Alibra School на рынке с 2000 года. 170 тыс. выпускников. Подготовка ведется по 7 языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, китайскому и русскому. Аккредитована Кембриджским университетом, является официальным партнером IELTS MOSCOW.

Узнайте больше о том, как открыть школу иностранных языков по франшизе, на сайте Alibra School .

Партнерский материал

Обучение иностранным языкам – бизнес перспективный, прибыльный и благородный. Ведь таким образом вы сможете помочь большому количеству желающих повысить свой уровень знания иностранного языка, без которого быть успешным в современном мире сложно. Заработать на предоставлении прогрессивных знаний, которые будут способствовать межкультурной коммуникации, можно, если правильно составить бизнес план.

Актуальность

Возможность изучать иностранный язык сегодня интересна практически каждому. Такие знания понадобятся, даже если у вас в планах нет эмиграции за границу – для повышения на работе, чтения книг в оригинале и просмотра фильмов без дубляжа.

Темпы развития общества привели к тому, что знать только 1 иностранный язык уже недостаточно, а выучить их самостоятельно под силу далеко не каждому. Вместе с тем 46% россиян в планах имеют изучение иностранных языков. Несмотря на разные мотивы, они создают постоянный спрос на услугу.

При этом, чтобы начать бизнес, нужно не так много вложений. Если грамотно разработать план, бизнес быстро окупится.

Анализ рынка

Нельзя сказать, что открыв школу обучения иностранному языку, вы станете пионером бизнеса. Сегодня подобные организации есть повсеместно, а если речь идет о городах с населением от миллиона, там может быть и более десятка разных языковых школ.

При этом школьное обучение иностранным языкам экспертами признается устаревшим, непоследовательным и фрагментарным, а потому, чтобы действительно овладеть английским, немецким, французским и т.д. многим приходится ходить на специальные курсы.

Если конкуренция в бизнесе не страшна, при составлении плана обязательно изучите не только, как построена работа у конкурентов, но также чего не хватает клиентам. Обычно речь идет о следующих недостатках:

  • недостаточный уровень квалификации преподавателей;
  • отсутствие специальных программ обучения, например, английский для бизнеса или подготовки к IELTS, TOEFL;
  • отсутствие экзотических языков.

Также необходимо ознакомиться со списком предлагаемых языков, уровнем подготовки преподавателей, расценками на их услуги и маркетинговой политикой. Это поможет понять, чего именно не хватает клиентам в вашем регионе и составить план ведения бизнеса с выделением вашей особенности, которая отличит языковую школу от конкурентов и привлечет население. Это могут быть экзотические языки для изучения, выгодные расценки, носители языка в качестве преподавателей, уникальные планы уроков и т.д.

Результаты социологического исследования показали следующие результаты того, какие языки люди хотели бы выучить:

  • английский – 25%;
  • немецкий и французский – 5%;
  • испанский – 4%;
  • китайский – 3%;
  • итальянский – 3%;
  • японский – 1%.

В целом в последние годы наблюдается рост интереса к изучению азиатских языков, это обязательно стоит учесть при составлении бизнес плана.

Целевая аудитория

Для определения портрета идеального клиента в плане, сначала необходимо сегментировать аудиторию. Это можно сделать по разным признакам:

— для путешествий;

— для повышения уровня своего образования;

— для поступления в школу или университет;

— в рамках повышения квалификации;

  • по требованиям к урокам иностранного языка:

— обучение в небольших группах (по 4-6 человек);

— желающие получать индивидуальные уроки;

  • по возрасту:

— студенты и школьники;

— работающие люди;

— пенсионеры.

Наибольшую группу по возрасту представляют именно работающие люди, за ними по численности следуют учащиеся и лишь небольшая часть потенциальных клиентов бизнса – пенсионеры. Однако рекомендуется составить план обучения таким образом, чтобы оно было интересным и полезным для разных категорий клиентов, а также предложить хотя бы несколько вариантов программ обучения, чтобы удовлетворить как можно больший объем спроса.

Юридическая сторона вопроса

Прежде чем приступать к бизнесу, нужно не только составить план, но и официально зарегистрировать деятельность. Для школы иностранных языков подойдет АНО (автономная некоммерческая организация) или НОУ (негосударственное образовательное учреждение). Можно зарегистрироваться и в качестве ИП, но тогда вы не сможете выдавать выпускникам дипломы о полученном дополнительном образовании.
С другой стороны, тогда для предоставления услуг не нужна лицензия, то существенно упрощает реализацию бизнес плана. Но обращаться к вам будут только клиенты, которым изучение языка нужно исключительно в личных целях.

Если такого варианта недостаточно, потребуется получить лицензию государственного образца. Сделать это можно в местном отделе образования. Наличие лицензии позволит выдавать выпускникам школы свидетельство владения языком, сертификат о получении дополнительного образования. Такой документ станет отличным дополнением к резюме. Приятная новость в том, что теперь лицензию не нужно подтверждать каждые 5 лет, получив единожды, можно предоставлять услуги бесконечно.

После того, как план бизнеса составлен, приходит время регистрации – без этого начинать свой бизнес незаконно. Языковым школам рекомендуется регистрироваться в качестве негосударственного образовательного учреждения. Для этого понадобится:

  • полное название организации;
  • юридический адрес;
  • контактные телефоны;
  • паспортные данные сотрудников;
  • данные об учредителях;
  • выбранная система налогообложения;
  • устав организации (разрабатывается в соответствии с требованиями закона №3266-1 «Об образовании» ;
  • эскиз печати.

Особе внимание при подготовке плана уделите уставу организации. Он должен включать следующие данные:

  • название организации;
  • адрес;
  • информацию об учредителях бизнеса;
  • типы обучающих программ, предусмотренные в плане;
  • языки обучения;
  • правила приема в школу и критерии отчисления;
  • длительность уроков;
  • порядок владения собственностью, где расположена языковая школа (документы на владение или договор аренды);
  • правила найма работников;
  • порядок ликвидации предприятия.

Полное соответствие документа этому плану позволит без проблем пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Не забудьте получить разрешение СЭС на эксплуатацию помещения.

При регистрации, укажите код 85.41.9 «Дополнительное образование детей и взрослых, прочее, не включенное в другие группировки, включающее обучение иностранным языкам» деятельности по ОКВЭД. Можно также добавить «Деятельность по устному и письменному переводу».

Процесс официальной регистрации бизнеса можно упростить, обратившись в агентство по лицензированию. Услуги обойдутся в порядка 100 тыс. р., с учетом оплаты гос. пошлины (7500 р.).

Выбор подходящего помещения для школы

При выборе офиса важно, чтобы у него было удобное место расположения. Он может находиться недалеко от школ и университетов, крупных торговых центров и оживленных улиц. Большим плюсом для бизнеса будет удобное транспортное сообщение с другими районами города, а также наличие парковки. Проверьте офис:

  • на грамотно организованное освещение;
  • на наличие санузлов;
  • на соответствие его состояния санитарным нормам.

На начальном этапе бизнеса оптимальной площадью центра будет 100 м 2 . Этого будет достаточно для размещения 2 отдельных классов и приемной. Можно предусмотреть небольшой кабинет для проведения индивидуальных занятий.
Один из классов будет предназначен для уроков английского – как самого распространенного языка, во втором будут проходить занятия по остальным иностранным.

Необязательно со старта бизнеса открывать офис в центре города. Не меньший результат даст расположение в одном из спальных районов, но в месте, где большая проходимость. Это позволит сэкономить на аренде, которая обойдется в среднем в 15 тыс. р.

Оформление

Специального ремонта помещение не требует, если здание находится в хорошем состоянии, однако в план обязательно войдет школьная отделка. Можно нанять дизайнера для разработки стиля помещения. Поскольку клиенты платят за занятия, они рассчитывают получать их в комфортных условиях. Пускай помещения будут просторными и светлыми. Каждый из классных кабинетов должен иметь доску. На стены можно повесить карты мира на иностранных языках, учебные плакаты. В фойе можно поместить учебные сертификаты и грамоты сотрудников и языковой школы.

Полезной будет покупка проектора или DVD-проигрывателя. Это позволит смотреть с классом обучающие фильмы и видео. Общая стоимость этого пункта плана составит порядка 80 тыс. р.