Меню Рубрики

Короткие рассказы для детей. Сухомлинский В

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ -- отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога -- теоретика и практика.

Одним из выдающихся работ В.А. Сухомлинского стала «Хрестоматия по этике» - удивительная книга великого педагога ХХ века. Она одинаково интересна и полезна для родителей, воспитателей и учителей. Книга насыщена небольшими, но емкими по смыслу произведениями, несущими могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Эта книга - прекрасный помощник отца и матери, учителя и воспитателя, всех тех, кто хочет воспитать интеллигентного, тонко чувствующего человека. Она научит читать по-настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагородит среду дома и класса, наполнит их прекрасными образами. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Чтение их интересно и доступно детям дошкольного и младшего школьного возраста. А в наше время это особенно необходимо по многим причинам.

Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит Культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение, как ни парадоксально это звучит, часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Рассказы В.А.Сухомлинского в неравнодушных руках воспитателей помогут сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья. Существует мир, где властвует совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создают этот мир. Василию Александровичу удалось через свои произведения наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства.

В этой замечательной книге вы откроете для себя и детей, уважаемый читатель, красоту природы и человеческих поступков. Узнаете о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, она расскажет вам о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных основах человека.

Более сорока лет тому назад В.А.Сухомлинский писал: «Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». Его мысли не менее актуальны и в наше время. Экология детской души - вот на что должно быть направлено внимание при работе с воспитанниками. Как дать сердцу ребенка постоянную работу, воспитать великодушие, добромыслие, прекрасноречие, как помочь обрести здоровую и спокойную уверенность в себе? Ответ находим у В.А.Сухомлинского. Он умело влияет на детей своим художественным словом, непосредственно обращенным к чувствам ребенка. Его произведения побуждают к анализу поступков литературных героев, к ответственным выводам. В его сказках и притчах ощущается напряженная борьба за человеческое в человеке. Своим творчеством он провозглашает гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Ученики вместе с героями литературных произведений задумываются о смысле жизни, о красоте труда, о нравственных основах человека.

В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость. У педагога-гуманиста мы учимся проводить уроки нравственности и творческого развития личности. В этом нам помогает его литературное творчество.

Много его произведений дается в учебниках для глубокого изучения. Актуально вводить «уроки-матрешки» (небольшая часть урока) в предметные уроки: русский язык, чтение, природоведение, труд, изобразительное искусство.

Например, на уроках русского языка мы можем брать высказывания из произведений и осуществлять различные формы грамматических разборов, а также по взятому высказыванию выполнять такие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. Можно предложить детям такой вид работы как познавательное чтение (собирание слов в предложение), квазичтение, квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Можно провести игру «Снежный ком», в которой по двум словам составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом из произведения. Например: «музыкант играл» («Флейта и Ветер»), «стоит Дуб» («Осенний Дуб»).

При изучении темы «Растения», «Животные» на уроках природоведения предлагаем использовать произведения: «Птичья кладовая», «Солнышко и Божья Коровка», «Старый пень», «Как из зернышка вырос колосок», «Дуб на дороге» и др. Они наполняют урок или встречу с окружающим миром нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к произведению «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками на доске.

Чтение произведений на природе (экскурсии по природоведению). Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому каждое время года мы встречаем в природе, учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний клен», «Как начинается осень», «Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др. Эти походы в природу учат детей замечать красоту окружающего мира, удивляться ее бесподобным краскам и формам, учат ценить и восторгаться красотой природы.

Таким образом, рождаются коллективные письма слов признательности окружающему миру, с которым соприкоснулись дети: Живительному Источнику, утолившему жажду; Раскидистому Клену, подарившему тень уставшим путникам; Таинственному Лесу - хранителю загадок Природы; Меловой Горе, удивившей своей древностью.

Уроки художественного труда и изобразительного искусства проходят вдохновенно и творчески после тесного слияния с природой и влияния живого, образного литературного слова писателя. Предлагаем использовать на этих уроках следующие рассказы: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные...», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и др.

Работа литературной гостиной предполагает оформление классного уголка в виде читального зала с библиотечкой. Ребята по собственному выбору работают с произведениями Василия Александровича, а затем на уроках внеклассного чтения, «минутках» внеклассного чтения (10 минут урока чтения), уроках-праздниках, презентуют ученикам класса свое творчество, согласно изученного произведения: песенки, книжки-малышки, рисунки, стихи.

В работе гостиной мы используем методы, которые предлагает академик Российской академии образования, доктор педагогический наук В.Г.Ниорадзе в своей книге «По ступенькам СКАЛЕ»: сюрприз учителя, сюрпризы учеников, подарок учителя. Работа литературной гостиной помогает организовать систематическое изучение произведений В.А.Сухомлинского и дает возможность проявить детское творчество.

Уроки экологии души, уроки добра, уроки радости (воспитательные часы). Создавая тематические мероприятия, основанные на произведениях В.А.Сухомлинского, подбираем психогимнастику, игры, которые помогут обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации. Игра состоится в том случае, если взрослый будет участвовать в ней активно. В таком случае дети ощущают себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог сам проявлял в течение игры те качества, которым он хочет научить детей.

Специальный подбор произведения под ситуацию, сложившуюся в классе (отработка определенного качества). Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе говорит: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, а мысли, к которым они приходят, записываются в «Словарик мудростей». В этот словарик они заглядывают довольно часто, он помогает им найти правильный ответ. По окончании начальной школы словарик приобретает объемный вид, что позволяет издать его небольшой книжечкой - напутствием в новую жизнь.

Куда муравьишки спешили

На дереве сидела белочка. Она ела горох. До того вкусный, что даже глаза зажмурила. Крошечка горошка упала на землю. За ней вторая, третья. Много крошечек упало на землю.

А стёжечкою среди травы бежала Муравьиха. Спешила по еду маленьким муравьишкам. Она торопилась на баштан: узнала, что там много сладких крошечек арбуза. Вдруг видит - падают с дерева крошечки горошка. Попробовала Муравьиха - горошек пахучий да вкусный. Понесла Муравьиха крошечку горошка к муравейнику, рассказала соседям:

Бежим, муравьи, по горошек.

Собрались муравьи в дорогу. А детки муравьихины едят крошечку, что принесла мама, делятся с товарищами. Всем деткам в муравейнике хватило, да ещё и осталось. А муравьи уже под деревом. Собрали крошечки и понесли домой. Хватит еды на всю зиму.

Зайчик и Месяц

Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.

Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:

Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.

Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:

Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.

Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:

Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.

Ласковый Ветер и холодный Ветрище

В тёмном лесу, в глубоком овраге спали два ветра. Ласковый Ветер - юноша с синими глазами. А холодный Ветрище - дед с колючею бородою.

Пришла зима. Солнышко не могло подняться высоко над землёю. Белый снег покрыл поле. Зашумели тревожно вершины деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный Ветрище. Встал, вышел из лесу. Застонали чащи. Идёт по земле холодный Ветрище, замерзают речки, гудит лес.

Но вот поднялось солнышко выше над землёй. Заболела спина у холодного Ветрищи. Поплёлся он в тёмный лес, залез в глубокий овраг.

Проснулся ласковый Ветер, вышел из лесу.

Засмеялось солнышко, потекли ручейки, зацвели цветы, зашумели травы.

Весенний Ветер

Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.

Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.

Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.

Да где же она - весна? - спросил Клён.

Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.

Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт весна-красна.

Большое и маленькое

У коровы Лыски родился Телёночек. Он ещё маленький, даже дрожит. Припал Телёночек к матери, напился молока, и захотелось Телёночку погулять.

Пошёл он по двору, видит - сидит маленький зверёк. Дотронулся Телёночек до маленького зверька, а на нём пух мягкий-мягкий, мягче, чем материнское вымя.

Дивится маленький зверёк на огромного зверя - телёнка, сжался и сидит себе тихо-тихо.

Кто ты такой? - спрашивает Телёночек.

Я старая Крольчиха, - отвечает маленький зверёк.

Неужто ты старая Крольчиха? - удивляется Телёночек. - Значит, у тебя и детки есть?

Есть у меня маленькие детки - крольчата. А ты кто?

Я маленький Телёночек, - отвечает Телёночек. - Я только что родился.

Неужто ты только что родился? - удивилась старая Крольчиха. - Чудно: ты ж ещё маленький, а уже такой огромный…

А ты уже старая Крольчиха, а такая маленькая, - ещё больше удивился Телёночек. - Неужели всё на свете такое чудное?

Два мотылька

Над зелёным лугом летали два мотылька. Один белый, а другой красный. Встретились, сели на зелёном листочке да и похваляются. Белый мотылёк говорит:

Мои крылья самые красивые: я похож на белое облачко.

А красный мотылёк себя хвалит:

Нет, мои крылья красивее: я похож на солнышко.

Зашло солнце, наступила ночь. Оба мотылька посерели.

Флейта и Ветер

В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.

Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте да и дунул со всей силы.

Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет - гудит да и гудит.

«Отчего так? - думает Ветер. - Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне - не играет?»

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий - подросток Юра - маленький, тоненький, как тростинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит - как будто сама себе, но чтобы дети слышали:

Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?

Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.

Я пойду за дровами, мама, - сказал младший сын.

А мороза ты не боишься? - спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

Нет, не боюсь, - отвечает сын и одевается.

Ну что ж, иди, Юра, - сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.

Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:

Мы тоже пойдём в лес, мама.

Идите, сыны, - прошептала мать и заплакала от радости.

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил баловаться. Вот он и подумал:

«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл жерло.

Вода перестала наполнять криницу.

Криница засохла.

Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня.

Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.

Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно всё подевалось?» - подумал дед.

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дуб под окном.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.

И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно.

Стало темно в комнате, а в ней жила красавица - лесникова внучка.

Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, - темно в комнате.

Завтра с утра начнём, - отвечает дедушка.

Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:

Будем дом переносить в иное место.

И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.

Кто был Василий Сухомлинский? Хотя слово «был» неприемлемо к этому замечательному творческому человеку, его труды и добрые рассказы для детей живут по сей день, воспитывая в подрастающем поколении самые прекрасные качества и черты характера.

За свою жизнь автор написал более 30 книг для детей. Все сказки и рассказы Сухомлинского — это настоящая кладезь знаний и интересных открытий. Его биография — творческий путь посвященный детям. Даже его самые короткие произведения, несут в себе огромный смысл… Предлагаем вам в этом убедиться, и познакомится с творчеством Василий Андреевича Сухомлинского.

В. Сухомлинский: список сказок и детских рассказов

Ландыш в саду Заяц и морковка
Мальчик и Колокольчик Ландыша Как Река разозлилась на дождик
Поющая перинка Как Кот рыбу ловил
Дятел и девочка Глупый Карась
Пролесок и жаворонок Солнечный зайчик Как Паучиха продавала паутину
Где берется капелька Красногрудые снегири Почему Воробей убежал
Утренняя зоря Про что пел крысёныш Перепел и Кулик
Цветущая вишня Как мы спасли жаворонков Сорока-белобока
Солнышко восходит Когда прилетают птицы Прилетели жаворонки
Бабочка с росой на крыле Фиалка и Пчелка Неунывающий вьюн
Утренний ветерок Белка и сойка Белое перышко
Утром на пасеке Как Шмель накормил Пчелу Гудят, а мед не приносят
Как синичка будет меня утром Ромашка и пчела Как Пчела стала золотой
Как пчелу дождь застал в цветке Лисица и еж И чего не идет снег?
Шмель проснулся Как ёжик к зиме готовился Лисичий хвост
Как проснулась зеленая Травка Негде прилепиться капельке росы Лисицыны фонарики
Акация подсказала Хризантема и Луковица Красота, Вдохновение, Радость и Тайна
Почему опадают листья с деревьев? Жук-усач Волчьи клыки
Кто свечки засветил? Боль словно рукой сняло Куст волчьих ягод
Белые полотна Как дети радовались, а Ёлочка плакала Дуб и Лоза
Как проснулся пролесок Ласточка и Воробей А что там за лесом?
Про что теперь щебечут ласточки Дрозд прилетел Лепесток и Цветок
Осенний цветок и весенний цветок Наилучшая мама Ромашка и метла
Красная бабочка Как пчела ночевала в цветке Пахарь и Крот
А она улыбается Как ежиха приголубила своих детей Крот и Солнце
Как узнают муравьишки, что будет дождь Как ежик печь построил Пшеничный жаворонок
Птичья кладовая Лисица и Миша Скрипка и Лунный Луч
Туман над ставками Что случилось с моими детками? Петух и Солнце
И будет в тебе надежда Цыплята Напыщенный Петух
Ива, словно девушка златовласая Весенний дождь Ласточка делает гнездо
Дуб и ива Куда торопились муравьи Почему синичка плачет?
Первый лед на ставке Сорока кашу варила Жаба и Соловей
Сообразительный стекольщик Кукушкина печаль Чайки и Рак
Белка и Добрый Человек Будешь из гнезда выпадать? Что тяжелее журавлям
Как белочка дятла спасла Материнское счастье Дедушкина колыбель

Творчество для детей

  • «Все добрые люди — одна семья! » — современный сборник сказок и коротких рассказов В. А. Сухомлинского, предназначенный для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста, 2013.
  • «Цветок солнца » — в книжке собраны самые лучшие произведения автора притчи, сказки и детские рассказы. Рекомендуется для чтения детям младшего и среднего школьного возраста, 2012.
  • «Пусть будут и соловей, и жук » — сборник детских рассказов, опубликованный в 1977 году издательством «Малыш».
  • «Поющее перышко » — подборка сказок и рассказов, 1974 год.

Распечатать текст

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 - 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 - 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 - 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 - 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то и исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду . Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу , которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей . Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • "Учитель — совесть народа..." : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях: [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.